Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Ни шагу назад!
В конце 2023 года под общей редакцией председателя Комитета Государственной Думы (ГД) по аграрным вопросам В.И. Кашина был выпущен сборник “Законодательное обеспечение развития агропромышленного комплекса России”. В него вошли доклады и выступления В.И. Кашина на парламентских слушаниях и других мероприятиях состоявшихся в 2022–2023 году, а также рекомендации, постановления ГД принятые по итогам проведенных Комитетом мероприятий в 2023 году, “правительственных часов”. Кратко познакомим наших читателей с содержанием сборника, а точнее с основными тезисами выступлений и форумов.
В конце 2023 года под общей редакцией председателя Комитета Государственной Думы (ГД) по аграрным вопросам В.И. Кашина был выпущен сборник “Законодательное обеспечение развития агропромышленного комплекса России”. В него вошли доклады и выступления В.И. Кашина на парламентских слушаниях и других мероприятиях состоявшихся в 2022–2023 году, а также рекомендации, постановления ГД принятые по итогам проведенных Комитетом мероприятий в 2023 году, “правительственных часов”. Кратко познакомим наших читателей с содержанием сборника, а точнее с основными тезисами выступлений и форумов.
Данный сборник может быть полезен для депутатов всех уровней, сельхозпроизводителей и представителей отраслевых союзов и ассоциаций агропромышленного комплекса, а также преподавателей, студентов и аспирантов аграрных образовательных учреждений. В нем подробно отражена вся деятельность Комитета Госдумы по аграрным вопросам.

Комитет всегда держит высокую планку законодательной работы в части решения вопросов продовольственной безопасности и социального развития села. Депутаты всегда на передовой: участвуют в выездных сессиях, организовывают форумы, съезды, совещания, выезжают на поля и фермы, т.е. находятся 24/7 на связи с аграриями. Вся работа прозрачна, а диалог с сельчанами выстроен напрямую. Ни шагу назад, не пугаться результатов, а идти только вперед! – таков принцип депутатов.

За весеннюю сессию 2023 года Комитетом было проведено 30 заседаний, рассмотрено 104 вопроса, проведена работа в отношении 27 законопроектов в области АПК. В осеннюю сессию 2023 года депутаты работали над 29 законопроектом, из них: принято 12 Федеральных законов; отклонено 3 законопроекта; снят с рассмотрения 1 законопроект; рассмотрены как Комитетом-соисполнителем 6 законопроектов. Подготовлены к принятию в период весенней сессии 2024 года – 7 законопроектов.

Каковы же основные тезисы

Перед нами стоят амбициозные задачи на ближайшие годы. Стратегией развития АПК и рыбохозяйственного комплекса поставлена задача каждый год обеспечивать 3% рост объемов производства продукции.

В последние годы отрасль демонстрирует уверенный рост по отдельным направлениям, в том числе за счет поддержки государства, является одним из основных движущих направлений отечественной экономики и оказывает непосредственное влияние на состояние продовольственной безопасности, а также устойчивое социально-экономическое развитие России, обеспечение которого в долгосрочной перспективе является первостепенной задачей.

Результаты агропромышленного комплекса сегодняшние и завтрашние глобально выстраивают в реальности интересы нашей державы, поскольку через решения тех задач, которые определили программы и Стратегия, мы можем в ближайшем будущем получать 200 миллионов тонн зернобобовых, а также поправим ситуацию с молочным животноводством, да и по всем остальным направлениям. Наши ресурсы этому способствуют и наша наука, наши технологии, а главное трудолюбивый народ и могут дать эти уникальные результаты.

Ключевое значение для развития АПК имеют трудовые ресурсы, создание качественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, пищевой промышленности. Вместе с тем, выпуск квалифицированных рабочих и служащих для сельского хозяйства со 152 тыс. в 1994 году снизился до 47,1 тыс. в 2010 году и 15,8 тыс. в 2021 году, из которых в дальнейшем по специальности работает не более 35%. Сокращается и количество аспирантов, защитивших кандидатскую диссертацию, а также количество исследователей сельскохозяйственных наук. Текущий дефицит кадров в сельском хозяйстве оценивается в 88 тыс. человек, средняя численность занятых в отрасли с 1990 года сократилась на 5,1 тыс. человек. Мы должны понимать, что трудовые ресурсы сегодня, особенно вооруженные знаниями, и технологиями, которые мы сегодня освоили и в растениеводстве, и в животноводстве, – это сплав того, чтобы идти на амбициозные результаты.
Как осваивать новые технологии, как идти к тем новым целям, о которых мы сегодня говорим, как внедрять цифровизацию, роботизацию, повышать энерговооруженность АПК, как идти к освоению новых посевных площадей, если не будет ученых, которые будут создавать новые сорта мирового уровня, разрабатывать систему семеноводства, племенного животноводства, а также восстанавливать и сохранять плодородие почв, заниматься коренным улучшением и мелиорацией?

В России (по данным Росстата) с 1990 года площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась с 638 млн га до 383 млн га, а площадь пашни – со 132 млн га до 116,2 млн га. За 30 лет переведены в лесной фонд 231 млн га земель сельскохозяйственного назначения. При этом площадь посевов в 2022 году составила 81,3 млн га (в 1990 году – 132 млн га). Более 36 млн. га пашни не используется в сельскохозяйственном производстве и деградируют. При этом уже 9,6 млн га пашни заболочены, 16,1 млн. га переувлажнены, 16,3 млн. га засолены, 22,9 млн. га – солонцеватые, а 51,5 млн. га – кислые почвы. В настоящее время 65% пашни, 28% сенокосов и 50% пастбищ России подвержены разрушающему, порой совместному, воздействию эрозии, дефляции, периодических засух, суховеев и пыльных бурь. Сейчас в стране процессами опустынивания охвачена территория площадью более 50 млн. гектар в 35 субъектах РФ.

Объемы производства молока двадцать лет находятся на уровне 32 млн тонн. Поголовье коров сократилось по сравнению с 1990 годом с 20,6 млн голов до 7,9 млн голов, а поголовье крупнорогатого скота – с 57 млн. голов до 18 млн голов. В структуре крупных сельхозпредприятий поголовье КРС составляет 45 %, в секторе ЛПХ – 39%, а в КФХ – 16% , а молока ЛПХ производят почти столько же сколько в организованном секторе крупными сельхозпредприятиями – 40% к 42%. За период с 1990 г. по 2021 г. среднедушевое потребление молочной продукции снизилось с 386 кг на человека в год до 241 кг. А норма потребления молока на человека сегодня в среднем почти на 100 кг меньше научно обоснованной нормы в 325 кг. Цифры критические.

Потребление рыбы в России в 2022 году составил 22 кг на человека в год, тогда как в Норвегии – 66,6 кг/чел, в Китае 48,3 кг/чел. Мы отстаем по потреблению рыбы от этих стран в 2–3 раза. Но при этом следует отметить, что производство товарной аквакультуры набирает обороты и за пять лет увеличилось почти на 165 тыс. тонн.

Энергетическая вооруженность – в настоящее момент у нас есть проблема с комбайнами. Коробка передач, гидравлика – все это чужое. Тракторов тоже, как и комбайнов нет. Многие заводы похоронили.

Одна из проблем – это ценообразование на нашу продукцию за последние четыре года. Что касается, допустим, цены на зерно, она осталась на уровне вот этих 10 рублей, как было и четыре года назад. По молоку же в последние годы фиксируется падение. И посмотрите на тех, кто с ложкой к этому пирогу крестьянскому, кто думает, что у крестьян много денег, – мол, у вас там и так хорошо на селе. Происходит буквально взвинчивание цен. Уже только ленивый не говорил сегодня о горюче-смазочных материалах. Не только дефицит, но посмотрите цены: выходит, этим дефицитом можно закрепить этот рост цен. Такая же картина и по другим видам затратного механизма, например, по удобрениям. У нас сегодня 10% стоимости в рознице хлеба оценивается весь труд крестьянства. 10 рублей продаем пшеницу с трудом, 19 муку, а стоимость 1 кг хлеба на полке магазина 86 рублей, а это 2–2,5 батона. В советское время было зерно 50% в конечной цене продукта, а переработка и торговля – оставшиеся 50%. Подобная несправедливость в ценообразовании не дает нам возможности решать проблемы мелиорации, энерговооруженности и многое из того, о чем мы говорим.

Мы ставим перед собой задачу, по финансированию действующих программ по исходному паспорту и все депутаты Комитета на это нацелены. Если бы мы сегодня по исходному паспорту финансировали программу по комплексному развитию сельских территорий, то в три с половиной раза было бы больше обустроено сел и деревень. А отставание почти на 800 млрд руб. за прошедшие годы реализации этой программы, нас, безусловно, тормозит. Подобное можно отметить при анализе и других государственных программ в агропромышленном комплексе, нам нужно менять эту ситуацию в лучшую сторону.

Надо исключить, безусловно, недружественное отношение к кормильцу, необходимо принять те законы, которые ограничивали бы аппетиты олигархии. Надо сделать все для того, чтобы расчистить вот эти завалы, которые сегодня есть на пути движения вперёд аграрного сектора.

Последние годы экономику вытягивает наш агропромышленный комплекс, он сегодня является драйвером, который заставляет всех остальных подтягивать болты. Сейчас нужно не палки вставлять в колеса на пути тех, кто работает, а действовать сообща и самым серьезным образом.
30 января 2024
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях