Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
«Послужил бессмертию театра...»
Государственный центральный Театральный музей имени А.А. Бахрушина, основанный в 1894 году, – известная достопримечательность Москвы. Музей ведет исследовательскую и просветительскую работу, организует выставки, творческие вечера. Недавно исполнилось 155 лет со дня рождения его основателя Алексея Александровича Бахрушина.
Государственный центральный Театральный музей имени А.А. Бахрушина, основанный в 1894 году, – известная достопримечательность Москвы. Музей ведет исследовательскую и просветительскую работу, организует выставки, творческие вечера. Недавно исполнилось 155 лет со дня рождения его основателя Алексея Александровича Бахрушина.
Версаль на Зацепе

Алексей Александрович принадлежал к одной из самых уважаемых в Москве купеческих семей. Купцы Бахрушины, предки которых – крестьяне, были не только успешными предпринимателями, но и известными благотворителями. Свою предпринимательскую деятельность они рассматривали не только и не столько как источник наживы, а как исполнение назначенного свыше долга, считая, что Бог дал им богатство в пользование и потребует по нему отчета. Строили больницы, сиротские приюты, бесплатные квартиры для рабочих, содержали профессиональные училища, выделяли деньги на стипендии различным учебным заведениям. Причем строили не только в Белокаменной, но и на своей малой родине – в Зарайске. К слову, на бахрушинских предприятиях никогда не было стачек и забастовок.

Глубокий знаток театра, Алексей Александрович Бахрушин на основе своих коллекций создал в 1894 году частный литературно-театральный музей. Ему хотелось сделать музей достоянием Москвы. Но чиновники – "отцы города", услышав о намерении дарителя, отмахнулись: "Мы с третьяковскими и солдатенковскими собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы еще с вашим!" К счастью, Бахрушинским музеем заинтересовалась Российская академия наук, и в 1913 году состоялся торжественный акт его безвозмездной передачи, на котором Алексей Александрович сказал: "Я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа". Музей размещен в бывшем усадебном доме Бахрушина в Замоскворечье. Одноэтажный особняк, построенный по проекту архитектора Карла Гиппиуса, современники за великолепие называли "Версалем на Зацепе".
Малые Горки, дом 13

В том же 1913 году Алексей Бахрушин покупает имение Афинеево близ деревни Малые Горки. Свою усадьбу Бахрушины очень любили и в семейном кругу называли "Верино" – по имени Веры Васильевны, горячо любимой жены Алексея Александровича.

После революции Алексей Бахрушин не покинул родину, хотя его приглашали за границу вместе с музейной коллекцией, обещая сохранить ее в целости. Проживая в Москве, он отдает все свои силы сохранению и пополнению коллекции, а нарком просвещения Луначарский назначает его пожизненным директором театрального музея имени А. Бахрушина. Заслуга Бахрушина в сохранении целостности музея в тяжелые годы огромна, были попытки разрознить коллекцию, отобрать здание. Он же сумел сделать свой музей не "личной коллекцией", отражающей вкусы ее обладателя, а всеобъемлющим собранием национального значения.

Бахрушинская усадьба Афинеево после революции была разграблена и национализирована, дом разрушен. Крестьяне окрестных деревень тащили к себе домой все, что только можно было унести.

Наталья Ефимовна Солнцева, жившая в деревне Малые Горки, рассказывала, что ее сын тоже принес домой серебряные ложки и вилки и на вопрос отца: "Откуда это?" – ответил, что из бахрушинского дома. Отец выпорол сына, повелев немедленно отнести назад и никогда больше не сметь брать чужое.

Об этом факте стало известно Алексею Александровичу, и он приезжает из Москвы в Малые Горки поблагодарить Наталью Ефимовну и просит сдать ему на лето угол, ведь своей дачи у Бахрушиных больше нет. Ему любезно предоставляют сначала одну комнату, а на следующее лето – две, себе же Солнцевы делают пристройку.

Каждое лето, с 1918 по 1929 год, Алексей Александрович с семьей гостит на даче в доме Солнцевых в Малых Горках. Здесь он работает, пишет статьи, сюда к нему приезжают деятели театра. Его тянуло в эти, ставшие родными, подмосковные места, которые грели душу, умиляли сердце воспоминаниями о былом, о "Верино". Именно в этом доме и скончался Алексей Александрович 7 июня 1929 года. Местные крестьяне, с уважением относясь к его заслугам и личности, провожали Бахрушина в последний путь, искренне скорбя, с плачем несли гроб на полотенцах по лесной дороге до железнодорожной станции Апрелевка, чтобы отправить вагоном в Москву для прощания. Похоронен он на Ваганьковском кладбище.

Несколько лет назад над домом, где остановилось сердце Бахрушина, нависла опасность уничтожения – он мешал незаконному строительству коммерческого жилья, но благодаря усилиям председателя Апрелевского краеведческого общества Людмилы Николаевны Киселевой историческое строение пока удалось отстоять, активисты на свои средства изготовили и установили памятный знак о пребывании в деревне Малые Горки основателя уникального музея.

А еще в память о Бахрушиных здесь, так же как и в Зарайске, на родине меценатов, почетных граждан города Москвы, ежегодно проводится благотворительный Бахрушинский фестиваль. "Затем, – говорят его организаторы, – чтобы нравственный принцип отношения к Родине сделать нормой жизни".
"Везет лишь оптимистам"

К 155-летию Алексея Бахрушина музей выпустил книгу дневников и писем его двоюродного племянника Михаила Дмитриевича Бахрушина "Моя жизнь. Материалы для автобиографии". Недавно книга была представлена читателям и потомкам рода Бахрушиных, пришедшим на праздник.

После революции одни Бахрушины остались в новой России, как, например, сам Алексей Александрович. Другие Бахрушины вынуждены были покинуть родину и рассеялись по странам и континентам, как это произошло с Михаилом Дмитриевичем.

Во время Первой мировой войны он был призван в действующую армию, а после революции отступал с добровольческой армией Врангеля и на пароходе, уходящем с беженцами в Константинополь, случайно встретился со своим родным братом Глебом. Из Турции братья перебрались во Францию, позже Михаил уехал в Лондон, а Глеб – в Нью-Йорк. Два других родных брата остались на родине.

В изгнании, начавшемся для братьев в 1920 году, – 100 лет назад – Михаил вел дневники, писал воспоминания и не прерывал связи с родственниками в России: переписывался со своим троюродным братом – сыном основателя музея Юрием Алексеевичем Бахрушиным – театральным критиком, историком балета, педагогом, и сестрами Варварой и Ольгой.

Он составил машинописную книгу с фотографиями, коллажами, открытками и, будучи бездетным, в конце жизни передал ее своему брату Глебу Дмитриевичу, а уже его сын Дмитрий Глебович – в семью Никулиных, потомков Бахрушиных, проживавших в Париже. В 2016 году Алексей и Наталья Никулины подарили документ Бахрушинскому музею и началась кропотливая работа музейных сотрудников по подготовке рукописи к изданию.

Важность книги в том, что она позволяет восстановить историю семьи основателя музея и к тому же дает яркое представление "о начале великого русского рассеяния" – жизни русской интеллигенции в изгнании. При всех трудностях и трагичности обстоятельств, пережитых автором, он никогда не терял бодрости духа: "Я искренне верю, что везет лишь оптимистам". А предприимчивость, свойственная роду Бахрушиных, выбившихся из крепостных крестьян Зарайского уезда в купцов, ставших миллионерами и известными меценатами, помогала ему на самых крутых виражах судьбы "действовать – ехать и искать счастье".

"Урок, нами усвоенный при прочтении этой книги, думается, в следующем, – пишет в предисловии Нина Сочинская, – не унывать, не опускать рук, преодолевая страх и отчаяние духовной стойкостью, надеждой и верой. И, конечно, любовью".

Лидия КУДИНОВА.

23 марта 2020