Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Всем аграриям аграрий
В прошлом номере газеты мы уже сообщали, что в майские праздники отметил свое 70-летие один из самых ярких татарстанских политиков и ученых – Фатих Сибагатуллин, депутат Госдумы РФ, давний большой друг "Сельской жизни". Наставник и ближайший соратник нынешних руководителей Татарстана. Фатих Саубанович к тому же опытнейший аграрий, ветеринарный врач, экономист, историк, культуролог, интересный собеседник... В каждой из этих ипостасей Фатих Саубанович – не любитель, а настоящий профессионал. Такая его работоспособность связана с огромной любовью к жизни, своей стране, народу и национальной культуре. В интервью "БИЗНЕС Online" он рассказал о себе, о республике, о своем понимании жизни.
В прошлом номере газеты мы уже сообщали, что в майские праздники отметил свое 70-летие один из самых ярких татарстанских политиков и ученых – Фатих Сибагатуллин, депутат Госдумы РФ, давний большой друг "Сельской жизни". Наставник и ближайший соратник нынешних руководителей Татарстана. Фатих Саубанович к тому же опытнейший аграрий, ветеринарный врач, экономист, историк, культуролог, интересный собеседник... В каждой из этих ипостасей Фатих Саубанович – не любитель, а настоящий профессионал. Такая его работоспособность связана с огромной любовью к жизни, своей стране, народу и национальной культуре. В интервью "БИЗНЕС Online" он рассказал о себе, о республике, о своем понимании жизни.

Фатих Сибагатуллин: «Кряшены – те же татары, сами не знаете, чего-то там делите!»

Зачем в Болгар приезжают православные, что не так со Свияжском и почему национальный университет должен быть в Арске. Часть 2-я. Первая часть, начало, – в СЖ № 22 от 29 мая – 4 июня 2020 г.

"Но что-то татарское же где-то должно быть?" – вопрошает депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин – политический тяжеловес РТ, отметивший недавно свое 70-летие. Органическая продукция сельского хозяйства и экологический татарский туристический маршрут – вот две темы, которые заботят сейчас Фатиха Саубановича. О том, что не так с Академией наук РТ, зачем он создал компанию "Татарстан-органик", как Рустам Минниханов отнесся к идее проекта "Экотат", – в продолжении интервью политика "БИЗНЕС Online".

Не будет проблем с желудком

– Фатих Саубанович, вы ведь сейчас в Госдуме занимаетесь вопросами экологии, органической продукции. Будем мы когда-нибудь есть курицу и не бояться, что ее пичкали разной гадостью?

– Наступил месяц Рамадан, сейчас многие люди держат уразу. Чтобы она прошла с пользой для организма в том числе, еда для ифтаров должна быть экологически чистой. По-татарски это "халяль". Халяль-продуктами у нас считают то, что заколото с именем Аллаха, но муфтият дает сертификат на кур с птицефабрик, на которых птиц пичкают гормонами, чтобы быстрее росли. И какой это халяль?

Но мой совет: самое лучшее блюдо для постящегося – это каши. Вопрос: какие? Как профессор Казанского государственного аграрного университета, я говорю, что гречневая, овсянка, гороховая и полба. Все потому, что под данные культуры не вносят азот и синтетические удобрения. Когда природные удобрения – это неплохо, нельзя, чтобы вносили в почву гербициды, пестициды. Овес, например, вообще последняя культура в севообороте, туда никаких удобрений не вносят. Лошадей кормят овсом, а значит, конина тоже получается чистым продуктом. Поэтому к каше можно добавить халяль-консервы Елабужского мясокомбината. На кастрюлю гречки положишь банку тушенки – будет очень вкусно. Варить можно в молоке, но только не магазинном. Вот сейчас работаю над тем, чтобы производить экологически чистое молоко в Кукморском районе… В общем, если кормить детей в школе теми кашами, которые я перечислил, у них не будет никаких аллергий, проблем с желудком и так далее.

– Будет у нас становиться больше экологически чистой продукции сельского хозяйства?

– Владимир Владимирович Путин в своем послании заявил о национальном проекте для детей – учащихся начальных классов: их надо обеспечить бесплатным питанием. Это хорошо. Рустам Нургалиевич Минниханов нас, депутатов Госдумы от Татарстана, тоже недавно собрал (как и делает каждый год), дал выступить каждому по три минуты. Это тоже хорошо. "Мы, – говорит, – к сентябрю обеспечим во всех школах питание. Но есть одно „но: чем будем кормить?" Неизвестно, чем мы питаемся. У многих детей идет рост, появляется лишний вес, возникает аллергия. Оказывается, из-за того, чем мы их кормим. Я в своем выступлении как раз об этом сказал, занимаюсь данными вопросами. Мы приняли федеральный закон об органической продукции в сельском хозяйстве. Сейчас узаконим уже в условиях Татарстана, решим, что включить в сам закон. Конечно, будут еще дополнительные затраты, финансирование. Что же поделать? Надо так надо.

– Органическая и экологически чистая продукция – это одно и то же?

– Да, но органической она называется во всем мире. Если вкратце, то должна быть обследована почва, а она сейчас загрязнена по всей России. Там чего только нет… Вот мы говорим: птичий, свиной грипп – откуда это все идет? Сейчас еще и коронавирус. А зачастую сами загрязнения распространяем удобрениями. Для органической продукции нужны органические удобрения. Скажем, отходы животноводства – я как раз в Госдуме этой темой и занимаюсь. Тот же самый птичий помет: капнет на машину, уже не сотрешь – въедается. На гектар почвы можно всего 10 тонн птичьего помета вносить, иначе сжигает.

Я профессор кафедры биотехнологии, животноводства и химии. Сейчас добавили – кафедра биотехнологии и производства органической продукции. Буквально несколько дней тому назад договорились с ректором Айратом Расимовичем Валиевым (молодой, из Сабинского района).

Биотехнологии – это прежде всего обезвреживание отходов животноводства. Начали мы с птичьего помета, я об этом проекте уже рассказывал на "БИЗНЕС Online". В Казани есть Институт имени Арбузова – органической и физической химии. Не просто химии и физики, а именно органической. Там руководитель – Андрей Карасик. Этот институт входит в мощный исследовательский центр "Казанский научный центр РАН", его возглавляет Олег Герольдович Синяшин. Данная структура является подразделением Министерства высшего образования и науки РФ, одновременно работает с большой Российской академией наук. Не путать с Академией наук Татарстана.
Минниханов спросит, я уверен

– Татарстанская академия наук традиционно больше ассоциируется с гуманитариями…

– Да! Правда, сейчас пошли физики, химики и математики, которые получают степень почем зря. У них нет открытий, вообще ничего нет, не побоюсь об этом сказать! Меня еще ругают, что я их открытия, которых нет, не продвигаю в Москве. Но ругать-то ругают, а по 50 тысяч каждый месяц за степень получают. Если так посмотреть, у нас "ходячих" два академика в аграрном отделении в нашей академии наук, а у физиков и химиков – 22! Представляете?

Вы правильно отметили – у нашей академии в основном гуманитарное направление и традиции. Создал-то ее в свое время Хасанов Мансур Хасанович, а он был гуманитарием, историком. А должны мы были изучать историю не только татар, но и всех народов Поволжья: обычаи, традиции, фольклор, культура, музыка, искусство и все прочее, а с этим сейчас вообще ничего не делается. А физики и химики должны были быть приписаны к Российской академии наук.

– А как получилось, что гуманитарная основа стала проседать?

– Сейчас скажу. После Хасанова президентом АН РТ стал Ахмет Мазгарович Мазгаров – химик, а сейчас ее возглавляет Мякзюм Халимулович Салахов – чистый физик.

– Понятно, что они развивают те направления, которые им ближе…

– К себе – да, но результата-то нет. Минниханов же рано или поздно спросит, я уверен.

– То есть, по вашему мнению, татарстанскую академию наук должен возглавить гуманитарий?

– Да. Ну пусть там будут еще естественные области, например сельское хозяйство. Это тоже, как говорится, основа нашей жизни в республике. А физики, математики найдутся и в петербургской и в новосибирской научных школах, это если брать настоящие академии, а не то, что у нас. Вот такая есть трудность. Говорю, как есть.

Татарстан-органик

– И как проходит ваш проект с Институтом имени Арбузова?

– Институту мы заказали утилизировать птичий помет. Оказывается, у них уже была основа, проводили лабораторные опыты. В этот момент они исследовали метилфосфон – метилфосфоновую кислоту. Фосфор и калий в органической продукции разрешены. Это не синтетика, не аммиачная селитра, не мочевина, не гербицид. Так появился препарат "Мефосфон".

Мы в 2018 году работали в Лаишевском районе, там есть "Яратель" – бывшая птицефабрика "Юбилейная". Сейчас там 3,5 миллиона кур – за сутки получается 350 тонн птичьего помета. Вот и взялись за это дело, результаты прекрасные. Мы посеяли яровую пшеницу, сорт "Йолдыз", обработали прямо с конвейера, на выходе с птицефабрики. Метилфосфон и сам разлагается, температура в течение недели повышается с 45 до 50 градусов, а в 42 градуса уже микробы погибают. Все очень просто. Получили прекрасные результаты, их оценил тогда Марат Готович Ахметов, возглавлявший Министерство сельского хозяйства РТ.

– Широкое внедрение методики уже стоит на повестке дня?

– Не только по Татарстану, но и по всей России, да, рекомендации уже идут. Но для этого надо попробовать в двух районах. Мы испытывали в Лаишево, сейчас пробуем на озимых в Ленино-Кокушкино – на птицефабрике в Пестрецах, там было еще без органики, внесли только подкормку озимым в прошлом году, от 70 до 100 тонн на гектар. Ездил в Пестрецы, мы выбрали поле – было условие, что там два года не должны применяться минеральные удобрения, а также гербициды. Такое поле выбрали, где-то в 70–80 гектаров, многолетние травы. Будем обрабатывать "Мефосфоном" прямо на поле.

Кроме того, мною создана небольшая структура из двух человек: один – это я в качестве научного руководителя, второй – исполнительный директор, Юрий Павлович Рыжов. Он как раз в Пестречинском районе занимался на своих землях органикой. Создали мы "Татарстан-органик". Это маленькое подразделение будет подчиняться нашей кафедре в вузе. Минсельхоз предоставляет финансирование – 3 миллиона. Эти деньги идут в Аграрный университет, а через него на это подразделение, оно негосударственное.
– Только в США рынок органической продукции – это порядка 40 миллиардов долларов. Можно ли зарубежный опыт использовать в России?

– У нас и свой опыт есть. Существует российский закон, сейчас будем приспосабливать его к условиям Татарстана. Органическая продукция у нас есть – нет сертификации, так как ранее этим никто не занимался. Вот, к примеру, выращиваем картошку в частном подворье. Ввозится припревший навоз, сажают вручную, прополка, копка – все так же вручную. Сертификации нет – беда. Далее. Все очень любят казы – конскую сырокопченую колбасу. На вареную колбасу сертификат и ГОСТ есть. На консервы (их делает Елабуга) тоже есть документ по ГОСТу. А вот на казы – нет. Если кто-то отравится – будут суды. Вот наша беда.

Кроме того, у нас сказали "Бисмилля" – уже как будто бы халяль! Пичкают курицу гормонами… Когда я работал министром сельского хозяйства РТ, мы получали от курицы привес в 16–18 граммов в день. А сегодня – 70 граммов! Гормон, антибиотик и еще чего только нет. Все говорят: "Халяль, халяль…" Во времена пророка Мухаммеда не существовало минеральных удобрений и гербицидов, тогда достаточно было "Бисмилля". А сегодня дедушки и бабушки на свои маленькие пенсии стараются купить халяль, а он уже как минимум в 1,5 раза дороже. Фактически же встречается "халяльная" свинина – смешно!

– В общем, есть над чем работать…

– Пока результаты положительные. Озабоченность Рустама Нургалиевича я понимаю… Да хотя бы самим есть! На следующий год я обязан вас настоящей озимой пшеницей накормить, экологически чистым органическим хлебом. Сейчас веду разговор с Кукмором – там не только хлеб, но и молочные и мясные продукты. Спасибо Рустаму Нургалиевичу – он меня поддержал и понял.

Что-то татарское же где-то должно быть?

– Еще над какими проектами работаете, может, в каких-то других сферах?

– Ко мне сейчас часто обращаются как к депутату, как к татарину, будем так говорить. Свияжск – не татарский остров. Почему его построили? Не просто в честь взятия Казани, это своего рода военная база Ивана Грозного на Волге. Грозный – сам татарин, только крещеный, к тому же по старому православию. Настоящее русское православие – это староверство, Сергий Радонежский, оно появилось на тысячу лет раньше, называется греко-индийское.

– И что не так со Свияжском?

– По поводу Свияжска народ говорит, что вечно этот остров приносил несчастье татарскому народу, – а туда бухнули триллионы, создали музей. Стало быть, остров не татарский. Это первое.

Второе. Мне говорят: "Возишь зимой купаться русских в Раифский монастырь – а что тебе, мусульманину, толку от этого?"

И третье. Я и сам говорил, что нам не нужна Болгарская исламская академия. Ее создали – якобы татарскую. Но недавно туда приехал Сергей Кириенко, один из руководителей администрации президента России, стал председателем попечительского совета. Попросили оттуда наших Камиля Исхакова, Рафика Мухаметшина. Приехал в качестве ректора башкирский татарин Данияр Абдрахманов, красивый парень, с силовиками у него прекрасные отношения. С ним здороваются люди вот с такими бородами, наши-то там не обучаются, обычно приезжие: "Ас-саляму алейкум!" Тот: "Здрасьте!"

Но что-то татарское же где-то должно быть? В Болгар же особо и не ездят. Туда, наоборот, приезжают чтить Авраамия Болгарского – кряшена, православного святого XIII века. Его мусульмане убили, в честь него на въезде в Спасск со стороны Алькеево построили церковь, есть там и колодец, вот туда и ездят. А когда собираются 20 мая на "Изге Болгар жыены" по случаю принятия ислама булгарами, то простых людей почти нет, одни муфтии.

Татарский проект в Татарстане!

– И вы решили соединить свой интерес к органической продукции и к истории татар.

– Так вот, я изучил. Органическую продукцию в Нурлате, Аксубаево или Черемшане мы не сможем производить, там по пять нефтяных компаний в каждом районе. Или, к примеру, возьмем трассу М7 от Казани в сторону Набережных Челнов. Возле трассы, в 5 километрах, тоже нельзя выращивать органику, потому что постоянно ездят машины, вокруг дым… Остается только северная зона, это родина Минниханова, моя тоже, Марата Готовича. Начиная от Ленино-Кокушкино.

Будем говорить, "Экотат" – единственная экологическая зона, которая у нас пока осталась. Там ничего не загажено, нет ни одной скважины, ни промышленности, вообще ничего. Рустам Нургалиевич выделил средства на реконструкцию в Ленино-Кокушкино, на музей Ленина, это тоже наша история.

В общем, в данный проект я в первую очередь включаю экологическую продукцию, второе – исторический музей. Несмешанный "Экотат" только там остался. Ленино-Кокушкино, далее – Тюлячи (где выращивают лошадей татарской породы, там очень красиво). Хотел, кстати, всех в один автобус посадить и проехаться по данному маршруту, но нам пока не разрешили. А это же на века! Вот это и есть единственный татарский проект в Татарстане!

Далее – Сабы. Там в райцентре красивый деревянный городок, затем – Сабинский лесхоз. Когда я был еще в I созыве, Зубков нам подарил комплекс.

– Виктор Алексеевич? Когда был премьер-министром России?

– Да. Этот комплекс – единственный, можно с минимального количества полторы тысячи клеток взять, посадить и вырастить здоровое дерево. Там комплекс на 8 гектаров, закрытый грунт, можно выращивать 25 миллионов саженцев в год! Там есть абсолютно все, начиная от лабораторий и заканчивая семенами. Кроме того, имеется дендрарий, а еще – Музей лесного хозяйства Татарстана. Например, у нас есть ценная порода, дубрава: это Апастово, Кайбицы, но ведь и туда, и сюда ездить не будешь. В сабинской зоне есть ель, в Нижнекамске – сосновый бор. Показать всю эту историю будет интересно и полезно. Нас не красит, что лесов не так много, но все равно история должна быть.

Далее, буквально через лес, – Кукмор. Въезжаешь – видишь поселок Поле Чудес. Там умелые люди, они делают красивую кладку, замечательные дома. Показать на любом уровне – татарам не стыдно, хоть Рокфеллеру демонстрируй. Кроме того, там единственный в Поволжье завод металлической посуды: сковороды, казаны… Далее – меховая фабрика с историей, валяльно-войлочный комбинат. В общем, там есть что посмотреть. Надо упомянуть и полбу – экологически чистый продукт. Полба еще со времен Пушкина сохранилась только в Кукморе.

Далее едем в сторону Балтасей, там от Кукмора всего 30 километров. Всюду порядок, очень красиво, нет слов. Молочный комплекс для производства экологически чистой продукции. Больше всего – свыше 300 тонн молока за сутки – надаивает Кукморский район. Ему даже дали орден за молоко. Село Вахитово в Кукморском районе: красивые деревянные дома. Показать не стыдно: обычаи, традиции татарские – все соблюдается. Например, в Нурлате подобное создашь, рядом крупнейшая чувашская деревня. А тут такого нет.

– Там есть удмурты…

– Да там два-три удмурта! Они лучше, чем вы, разговаривают по-татарски. Я же там работал.

– Кряшены?

– Кряшены – те же татары. Это многопартийная история. Сами не знаете, чего-то делите! Зачем мне вообще нужен арабский ислам? Я поэтому говорю о традиционном татарском исламе, читайте мои книги! Спасибо Камилю Самигуллину – по моей просьбе три года занимались, теперь наконец-то есть татарский Коран. А то сидят, как попугаи: "Бу-бу-бу-бу…" – и ничего не понимают. И мало грамотных людей среди мулл. Надо вещи называть своими именами.
Моя бабушка по метрике

– Как будет продолжен маршрут "Экотат"? Пока мы едем из Кукмора в сторону Балтасей…

– Так вот. В Вахитово, на выезде из Кукморского района, ресторан на 200 человек. Дальше – Балтаси, где в 2 километрах Черное озеро, Кара-Куль. Там я в свое время как раз работал председателем колхоза, обсадил деревьями склон. На Кара-Куле надо будет строить гостиницу. Один день ехали из Казани, а к вечеру – туда. Летом там – купаться, надо будет еще плотину построить. Там течет река, очень красивое место, зимой можно сделать горнолыжку. В общем, соответствие всем условиям.

На следующее утро встали, попили чай, уехали в Балтаси, в райцентр, там музей дружбы народов очень хороший. Мари, удмуртов оставим, а вот по татарской части там очень много экспонатов, один мой портрет чего стоит. (Смеется.) Есть в Балтасях Муртаза-бай йорты, говорят, он тоже под музей, но пока пустует.

Посмотрели музей, затем поехали в Карадуван, это по старому Сибирскому тракту. Там в двухэтажном доме есть сразу два музея. Один посвящен Мусе Джалилю, а другой – истории Сибирского тракта. А чуть выше этого музея – мощеная булыжником дорога еще со времен Екатерины II, где-то уже асфальтом покрыли, где-то разобрали, а тут сохранилась. Вот, пожалуйста – история.

Далее поехали в мою деревню Апазово Арского района – где-то 8 километров. Это в сторону Тукай-Кырлая. Там тоже ресторан, чаепития, обычаи-традиции, а может, даже и базар организуем, так как она испокон веков была базарной деревней.

– Чем она примечательна?

– Во времена Казанского ханства не было ни Балтасей, ни Сабов. Апастово, Арск – это же Вятская губерния. Наши-то – беглецы из Казанского кремля. А там была марийская деревня, всего несколько домов. Течет река сверху, с нашей стороны, остановились, смотрят – щепка плывет по воде. Значит, есть здесь населенный пункт, они прошли 8 километров. Смотрят – там несколько домов, а это были марийцы. Марийское кладбище там и сегодня есть. Таким образом, здесь образовался центр. Потом там крестили, моя бабушка по метрике стала Ивановой Марией. Когда я только начал познавать мир, она читала намаз. Такова была судьба этой деревни – церковь и мечеть стояли рядом. В моем детстве мы отмечали и мусульманские, и православные праздники. Самое интересное, когда была ураза, никто не пил – ни кряшены, ни русские, ни тем более мусульмане. Как утром почитали намаз, Ураза-байрам, так к 11 часам дня вся деревня пьяная. Плясали!

Тукай не худой чахоточник в тюбетейке!

– Куда едем дальше?

– Дальше Тукай-Кырлай, и вот его уже надо делать по-настоящему. Хватит показывать Тукая худым чахоточником в тюбетейке! Сагди-бабай, который забрал его как приемного сына на базаре у деда, являлся зажиточным человеком. Был бы нищим, взять бы не смог. Стало быть, его дом явно не соответствует истине – из хороших бревен надо построить пятистенный. Никто не скажет, что такого дома не было, во дворе поставить хозяина, а рядом с ним – красивого мальчика. Это наша история, надо сделать по-настоящему! Не нужно размениваться. А то Тукай юлы: пешком туда ходи, сюда… В Балтасинском районе хрен знает где… Могилы Тукая мало? Не надо размениваться.

Из деревни никогда сироту при безотцовщине не выпускали – содержали. А тут на базар отпустили мальчика… У нас есть такие моменты, в том числе и про Сююмбике. Пусть ставят памятник – я ничего не говорю! Но она была отъявленной… Чего смеетесь? Знаете, когда Иван Грозный уже штурмовал Казань, тут осталось два с половиной района! Казанское ханство – два с половиной района! Вы ездили в Мамадыш, знаете, где течет река Челнинка, а дальше уже начинается Мамадыш. Вот там и была граница. Закамье – это полностью Ногайская Орда, никакого Казанского ханства там не было, это угодья папы Сююмбике, ногайского бия Юсуфа. Набережные Челны, сегодняшний Мамадыш – это Вятская губерния.

А еще кричат: "Вот сколько трупов было! Полтора дня убирали, Иван пошел на Кремль!.." Или говорят, что 132 тысячи было защитников Казанского кремля в 1552 году, не представляю! Кремль-то не такой большой тогда был.

– И сколько, по-вашему, людей защищало Казанский кремль?

– 30 тысяч максимум… И по поводу религии. Вы были в Болгаре, знаете, там есть Иерусалимский овраг. Малый, Большой – их два. Знаете, почему такое название? У нашей интеллигенции было три религии, в том числе иудаизм. Поэтому даже в Кукморском районе на кладбищах встречается звезда Давида. Было и старое православие, и татарский ислам на основе тенгрианства, а не арабский ислам. Аллах один, пророк Мухаммед один, но ведь человек живет обычаями и традициями, а они вот такие.

Тенгрианство – самая демократичная религия. Аттила и его предки – все родились на Волге, все они на одном дыхании дошли до Португалии. Тенгрианство исключало рабство – на территории России никогда его не было, и все благодаря тенгрианству. А у татар на основе тенгрианства никогда не существовало крепостного права. И об этом не пишут, почему – не знаю… И почему так успешно наступал Аттила? Потому что и солдату, и офицеру, и командиру была одинаковая плата. Обычно, когда идут войны, генерал обогащается, а солдат умирает бесплатно. А тут – пожалуйста. Аттила сам ел из деревянной посуды, а гостей кормил из золотой. Вот это наш предок. Ясно пишется: скандинавские народы – прямые потомки казанских татар. Доказано. А то на варяга лезет и тот, и этот…

Так вот – Тукай-Кырлай. Далее – Арск, там надо любой ценой восстановить ремесло: ичиги и прочее. Это было когда-то дефицитом, и все интересуются.

– Чем еще примечателен Арский район?

– Вот мы говорим о национальном университете. Не получилось, и неизвестно, когда вообще выйдет в Казани. Говорят, престиж университета влияет в мировом масштабе. Есть арское педучилище – основательное, испокон веков, вот его и надо сделать национальным университетом для татарских учителей! Для воспитателей татарских детских садов, учителей начальных школ и т. д. База там прекрасная. Ведь необязательно, чтобы все было в Казани, в центре.

А дальше поехали в Атню. Там историческая деревня есть, оттуда и купцы вышли. И потом, атнинская зона, тоже экологически чистая продукция. После Атни вот сюда, в сторону Дубъяз, и Казань.

Кто сохранил Ислам?

– Сейчас на какой стадии проект "Экотат"?

– Я написал по объектам Минниханову. И он говорит: кого подписать? Я отвечаю: лучше всех знает этот край Марат Готович. Он же из моей соседней деревни. Говорю: он более-менее уже свободный, не министр, в Госсовете сейчас. И потом, лучше него наш край, экологически чистый (там и продукция, и музеи), никто не знает. Он и интеллигент. Вот Минниханов подписал ответ ему. "Дальше, – говорит, – еще кого?" Я отвечаю: "Дальше министра сельского хозяйства Зяббарова". – "Дальше кого?" – "Министра лесного хозяйства Кузюрова". – "Дальше кого?" – "Аюпова, министр культуры".

– Иванов, наверное, тоже?

– "Дальше кого?" – "Иванова Сергея, комитет по туризму". Он так обрадовался тоже. Все-таки новый туристический маршрут. Но где татарские маршруты? Самосознание у татар развивается, но Индуса-абыя Тагирова "отшили", Фандаса Шакировича Сафиуллина никто не слушал. А пассионарность у татар не хуже, чем у евреев!

– Почему, кстати, как вы считаете? Почему татары пассионарные?

– Как говорится, история развивается по спирали. Это основательный народ, как говорится, нация. И тем более нация кыпчаков – это тот же самый степняк, но европейский, мы. Кто сохранил ислам на Ближнем Востоке? Я сам был ошарашен. Восемь крестовых походов прошло под видом спасения Гроба Господня. Туда короли европейские все пошли, другой, третий. 140 лет. А их прогнали оттуда татары, кыпчаки. Дальше там не получилось, 8 крестовых походов. Они пошли вот сюда, на Восток. До Прибалтики доходят, бац – опять татары. Во главе с Александром Невским опять не дали этим католикам. Они успели, конечно, Прибалтику крестить, а дальше все.

– Вы с крупным бизнесом татарстанским не разговаривали насчет реализации проекта "Экотат"?

– Погодите, пока рано. Нужно там обмозговать, да и потом… Туда триллион надо же. И туда, и туда.

Я Рустаму Нургалиевичу написал. И все озабочены, каждый сказал. Говорю: будет Марат Готович руководителем проекта, я – научным консультантом. Марат Готович говорит: президент меня последним написал. Он, значит, подчеркнул, говорю! Хорошо, Ахметов особо не жаждет. Я другое письмо написал, да пошел к Минниханову еще раз. Он обеими руками поддерживает. Сейчас Марат Готович говорит: тоже набросай мне, что там будет.

На снимках: Фатих Сибагатуллин: "Мой совет: самое лучшее блюдо для постящегося – это каши"; (слева направо) Ф. Сибагатуллин, М. Шаймиев, В. Путин и М. Ахметов; Фатих Саубанович между двумя президентами – В. Путиным и М. Шаймиевым; Фатих Саубанович, как всегда, в центре событий.

Альфред МУХАМЕТРАХИМОВ,
Айрат НИГМАТУЛЛИН.
9 июня 2020
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях