Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Ускоренное производство
плодов и ягод
К 2023 году предполагается наполнить качественной отечественной плодово-ягодной продукцией внутренний рынок. План мероприятий (“дорожную карту”) по ускоренному развитию производства плодово-ягодной продукции в Российской Федерации до 2023 года утвердила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко.


Ускоренное производство плодов и ягод

К 2023 году предполагается наполнить качественной отечественной плодово-ягодной продукцией внутренний рынок. План мероприятий (“дорожную карту”) по ускоренному развитию производства плодово-ягодной продукции в Российской Федерации до 2023 года утвердила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко.

“Указанный документ призван устранить серьезные барьеры, препятствующие достижению самообеспеченности Российской Федерации плодами и ягодами. У нас есть для этого все возможности – климатические зоны, технологии, инвесторы и емкий внутренний рынок”, – подчеркнула вице-премьер. Она напомнила, что при установленном в Доктрине продовольственной безопасности пороговом значении в отношении фруктов и ягод не менее 60% самообеспеченность страны по итогам 2019 года оценивалась на уровне 38,7%. При рациональной норме потребления плодов и ягод 100 кг в год на душу населения данный показатель в последние пять лет сохраняется на уровне 60–63 килограммов.

По данным бизнеса и представителей экспертного сообщества, в настоящее время фиксируется недостаток высокопроизводительных ресурсов, современных и технологичных фруктохранилищ, оборудования, упаковочных и сортировочных линий, позволяющих производителям сохранить урожай и обеспечить предложение качественного и безопасного российского товара.

“Мы должны комплексно подойти к формированию всего российского плодово-ягодного сектора, повысить самообеспеченность страны плодами и ягодами отечественного производства, нарастить показатели отраслей по всем направлениям. Для этого, прежде всего, требуется совершенствование действующих мер государственной инфраструктурной поддержки производств и развитие механизмов реализации продукции”, – заявила Виктория Абрамченко.

В план мероприятий, прежде всего, вошла разработка мер ускоренного развития отраслей плодоводства и ягодоводства, внедрение интенсивных технологий производства продукции, обеспечение производителей современной техникой и оборудованием, а также стимулирование производства и реализации высокоурожайного посадочного материала и обеспечение доступа продукции на внешние рынки.

Так, согласно “дорожной карте” к апрелю следующего года Минсельхозом, Корпорацией МСП, Минпромторгом и “ВЭБ.РФ” при участии органов управления АПК субъектов Российской Федерации должны быть определены механизмы сбыта плодово-ягодной продукции, в том числе через объединение в сельскохозяйственные кооперативы, обеспечение доступа в оптовые и розничные торговые сети, стимулирование экспорта данной продукции и продуктов ее переработки.

В качестве одной из мер также рассматривается исключение яблок, груш, айвы, сливы (код 0808 ТН ВЭД ЕАЭС) из перечня товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции. Вопрос должен проработать до конца второго квартала 2021 года Минсельхоз вместе с отраслевыми союзами и ассоциациями.

По словам вице-премьера, мероприятия “дорожной карты” предполагают разработку до конца первого полугодия 2021 года сценариев ускоренного развития отраслей садоводства, питомниководства и производства ягодной продукции, включающих прогнозы потребности и приобретения посадочного материала, средств защиты растений, агрохимикатов, в том числе биологического происхождения, и других материально-технических ресурсов, а также специализированной сельхозтехники. К этому процессу Минсельхозу поручено привлечь институты развития – “ВЭБ.РФ” и Фонд “Сколково”.

Планом также определена задача внедрить современные и отвечающие мировым стандартам интенсивные технологии производства товарной продукции, создать новые и модернизировать действующие технологичные инфраструктурные объекты.

Для получения собственного высококачественного посадочного материала предусматривается разработка в рамках ФНТП развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы подпрограммы развития питомниководства и садоводства. А для установления повышающих коэффициентов при закладке ягодных насаждений соответствующие изменения предлагается внести в Правила предоставления и распределения федеральных субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и развитие малых форм хозяйствования. Уже до конца текущего года ведомство должно упростить процедуры и сократить сроки включения в реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, посадочного материала плодово-ягодных культур.

Кроме того, Минсельхоз вместе с “Росагролизингом” и отраслевыми союзами и ассоциациями также представит предложения по расширению линейки техники, предоставляемой сельскохозяйственным товаропроизводителям плодово-ягодной продукции и посадочного материала по программе льготного лизинга. Помимо этого, планируется совершенствование нормативной правовой базы по страхованию с господдержкой урожая многолетних насаждений.

Кроме того, в рамках “дорожной карты” предстоит разработать специализированную технику для садоводства и питомниководства, а также оборудование для переработки плодово-ягодного сырья, обеспечить их серийное производство на отечественных предприятиях. Ответственные ведомства – Минпромторг, Минсельхоз и Минобрнауки.

В дополнение к этому поставлена задача (Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвития, Минфин, Минобрнауки) по совершенствованию механизмов стимулирования приобретения конкурентоспособной российской сельхозтехники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности с целью обеспечения качественного сбора, хранения, переработки сельскохозяйственного сырья, включая плодово-ягодное.

На базе подведомственных Минсельхозу и Минобрнауки учреждений будут созданы региональные центры дополнительного профессионального образования, базовые (совместные) кафедры, лаборатории по садоводству и питомниководству.


Камчатка в пилотном проекте

Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко 13 ноября провела совещание по реализации экологических проектов и развитию агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса в Камчатском крае. На совещании, в частности, обсуждалась реализация научно-исследовательских программ, призванных изучить изменение Мирового океана для анализа ситуации, связанной с массовой гибелью гидробионтов в конце сентября.

Как сообщила вице-премьер, Камчатский край станет пилотным регионом, который внедрит экологический мониторинг в рамках создания единой системы на территории всей страны. Пилотный проект будет реализован в 2021 году Росгидрометом совместно с правительством Камчатского края. Паспорт проекта должен быть представлен в Правительство уже 30 ноября. По поручению вице-премьера, ведомствам предстоит сформировать архитектуру системы мониторинга и определить ключевые экологические параметры. “Естественные изменения в Мировом океане спровоцировали гибель гидробионтов. Разумеется, в первую очередь мы отрабатывали другие версии, связанные с деятельностью человека, но ученые настаивают, что происшествие нетехногенное. Создание комплексной системы мониторинга окружающей среды, проведение научных исследований – важные направления, которые мы закладываем в обновленный нацпроект “Экология”. Концепция создания единой информационной системы мониторинга для всей страны уже утверждена Правительством. А на примере конкретного региона будет создан локальный пилотный проект”, – сказала вице-премьер.

Кроме того, как сообщила Виктория Абрамченко, по поручению Правительства в 2021 году будет организована экспедиция Российской академии наук для изучения экологических изменений. Сопровождать программу будут Минприроды и Министерство науки и высшего образования.

Природоохранное значение в регионе имеет вопрос затонувших кораблей. Вице-премьер поручила региону провести оценку необходимого финансирования для поднятия судов и их ликвидации. По итогам совещания принято решение о необходимости поднятия в акватории морского порта Петропавловск-Камчатский четырех судов в первоочередном порядке.

Вице-премьер отметила, что Минтрансом внесены в Правительство законопроекты, предусматривающие внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Изменения предполагают введение нового порядка учета, подъема и уничтожения затопленных судов, в том числе ответственность собственника судна за подъем и утилизацию. “Необходимо полностью пересмотреть механизмы борьбы с появлением “кладбищ” кораблей. Затопление судов – это не утилизация. Подобная практика негативно влияет на экологию, рыболовство, мешает судоходству. Изменения в законодательство должны установить ответственность собственников за утилизацию своего имущества. Это не должно происходить за счет налогоплательщиков”, – сказала Виктория Абрамченко.

Пристального внимания Правительства требует решение вопросов продовольственной независимости дальневосточных регионов, прежде всего в части обеспеченности продукцией овощеводства, заявила вице-премьер Виктория Абрамченко. По поручению Председателя Правительства по итогам поездки на Дальний Восток предусмотрен комплекс мер господдержки, направленной на обеспечение прироста сельхозпродукции собственного производства в регионах Дальневосточного федерального округа.

Как сообщила Виктория Абрамченко, с 2022 года предполагается выделение средств из федерального бюджета бюджетам субъектов ДФО для возмещения части прямых понесенных затрат в размере 20% предельной стоимости объекта на создание и модернизацию тепличных комплексов для производства овощей в защищенном грунте.

Также один из обсуждаемых блоков – развитие рыбохозяйственного комплекса. На совещании обсуждалась альтернативная железнодорожному транспорту доставка рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов с Дальнего Востока (с выходом из порта Петропавловск-Камчатский) на территорию европейской части России. Данный вопрос, напомнила Виктория Абрамченко, находится в поле особого внимания и контроля со стороны главы государства. Принимаемые меры призваны снизить затраты на доставку рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть России по Северному морскому пути. Стоимость такой морской перевозки рыбной продукции почти в два раза ниже перевозки в рефрижераторном контейнере железнодорожным транспортом.

Сейчас Росрыболовством прорабатываются вопросы организации постоянной судоходной морской линии по Северному морскому пути. В проект плана мероприятий будут включены мероприятия по развитию портовой, логистической и судоремонтной инфраструктуры, а также по изучению возможности снижения тарифов на перевозки по Северному морскому пути.

В сентябре 2020 года атомный лихтеровоз-контейнеровоз “Севморпуть” осуществил перевозку 206 рефрижераторных контейнеров с рыбной продукцией общим весом 5,3 тыс. т. С 2021 года ФГУП “Атомфлот” готово выполнять до четырех рейсов ежегодно.

Одновременно с этим, подчеркнула вице-премьер Виктория Абрамченко, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в 2021 году следует завершить разработку вопроса обратной загрузки судов из западных регионов страны, в том числе сельскохозяйственной продукцией.

В совещании приняли участие Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, губернатор Камчатского края Владимир Солодов, а также представители Минтранса, Росрыболовства, Росприроднадзора, Росгидромета, Российской академии наук.

За период 2008–2019 годов предприятиями рыбохозяйственного комплекса в развитие своих береговых перерабатывающих мощностей и модернизацию рыбопромыслового флота вложено более 45 млрд. рублей, на побережьях полуострова построены 25 современных заводов мощностью от 150 до 360 т в сутки для выпуска высококачественной рыбной продукции, построено, приобретено и модернизировано 20 судов. Вылов водных биологических ресурсов в Камчатском крае за январь – июнь 2020 года составил 805,7 тыс. т, что на 14,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
24 ноября 2020
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях