Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Проблемы развития села –
на особом контроле
Интервью с А.П. Майоровым, председателем комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Интервью с А.П. Майоровым, председателем комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
– Здравствуйте, Алексей Петрович! Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко всегда подчеркивает, что верхняя палата – это палата регионов. В редакцию нашей газеты не раз уже поступаюли вопросы о неравномерном и несправедливом распределении господдержки по регионам РФ. В субъектах, где преобладают сельское население и фермерское производство, считают, что многие федеральные меры поддержки нацелены на крупные компании и практически не работают на их территориях. Можно ли в таких регионах поменять пропорции господдержки в соответствии с реальным вкладом в сельхозпроизводство той или иной группы производителей? Например, на поддержку фермеров направлять не 20% средств, как сейчас, а больше?

- Для нашего комитета вопросы совершенствования господдержки АПК и, прежде всего, поддержки развития малых форм хозяйствования на селе, являются чрезвычайно актуальными. Комитет последовательно занимает позицию необходимости увеличения объемов господдержки фермеров, сельхозкооперации и других малых форм хозяйствования, в том числе увеличения их доли в общей сумме выделяемых средств господдержки АПК, а также по недопущению выборки основной части средств крупным сельхозпроизводителям в ущерб малым и средним. Безусловно, нужно учитывать и специфику отдельных субъектов Российской Федерации в части фактического количества малых форм хозяйствования и их доли в объеме произведенной сельхозпродукции.

Эту тематику мы на постоянной основе рассматриваем на парламентских мероприятиях для выработки обоснованных решений. В частности, наш комитет рекомендовал правительству РФ принять дополнительные меры, направленные на дальнейшее совершенствование механизма льготного кредитования организаций АПК, в том числе, в части обеспечения его доступности субъектам малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что с учетом наших рекомендаций Минсельхоз России на регулярной основе проводит работу с уполномоченными банками, региональными органами управления АПК, отраслевыми союзами и ассоциациями по вопросам кредитования малых форм хозяйствования, а также осуществляет мониторинг динамики их кредитования.

При этом у уполномоченных банков имеются специальные кредитные продукты, которые предусматривают ускоренное рассмотрение, снижение требований к заемщикам, относящимся к малым формам хозяйствования: залоговому обеспечению, перечню документов, необходимых для получения кредитов сельхозпредприятиями.

Сейчас при комитете создана и функционирует рабочая группа по подготовке предложений по поддержке и созданию условий для развития малых форм хозяйствования в сфере АПК под руководством зампредседателя комитета Е.А. Борисова, которая призвана обеспечить разработку, с участием представителей профильных комитетов Совета Федерации, предложений по поддержке и созданию условий для развития малых форм хозяйствования, а также мероприятий “дорожной карты”, направленных на совершенствование мер господдержки развития сельхозпотребкооперации.

Эта работа на конструктивной основе ведется совместно с федеральными и региональными органами исполнительной власти, и мы надеемся в ближайшее время выйти на эффективные решения задачи совершенствования мер поддержки крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперативов, которые будут способствовать увеличению их вклада в развитие отечественного АПК.
– Есть около десятка субъектов, получающих львиную долю федеральных инвестиций в АПК, а остальные, например, Курганская область, Калмыкия, которую вы представляете, или крупнейший агропром Дагестана, как и многие другие, в этом году вообще обделены поддержкой, или она мизерная, чисто символическая. Может ли возглавляемый вами комитет инициировать обсуждение этой проблемы и поискать сбалансированное решение?

– Безусловно, в рамках парламентского контроля мы внимательно следим за ситуацией с распределением средств господдержки АПК и доведением их до сельхозпроизводителей, проводим соответствующий анализ. Так, мы отметили, что из выделенных федеральным бюджетом средств на господдержку АПК в 2021 году 10 регионов с наибольшими объемами средств господдержки получают 37% от общей ее суммы по Российской Федерации, и здесь нужно проводить работу по обоснованию распределения средств по регионам в соответствии с их потребностями и уровнем развития АПК.

Вопрос, конечно, непростой, мы неоднократно рассматривали его в Совете Федерации. В частности, по итогам “правительственного часа” с участием министра сельского хозяйства РФ Д.Н. Патрушева в постановление от 14 апреля 2021 года № 139-СФ Совета Федерации была включена рекомендация российскому правительству по выделению в 2021 году дополнительной финансовой поддержки субъектам РФ с низким уровнем социально-экономического развития на техническое перевооружение производства сельхозтоваропроизводителей в рамках стимулирования модернизации приоритетных подотраслей АПК и совершенствования малых форм хозяйствования.

Следует отметить, что с такими субъектами РФ мы ведем комплексную работу, включающую как проведение выездных мероприятий, например, выездные заседания комитета в Республике Северная Осетия-Алания, так и в рамках Дней субъектов РФ в Совете Федерации, на которых уже были рассмотрены проблемы АПК Республики Алтай, Республики Дагестан, Республики Марий Эл, а в сентябре будут проведены Дни Курганской области, к которым мы уже готовимся. По итогам рассмотрения на заседаниях комитета состояния АПК этих регионов мы вырабатываем совместно с профильными федеральными органами исполнительной власти пути решения имеющихся проблем, в том числе, в части увеличения выделения средств федерального бюджета на соответствующие меры господдержки.

Комитет продолжит эту работу на системной основе.

– Реализация Госпрограммы развития сельских территорий, которую профильный комитет СФ определил как приоритетную, вызывает много вопросов. Были вопросы и у аудитора Счетной палаты, и в редакцию они поступают. Каковы критерии отбора проектов для включения в программу? Кто входит в состав комиссии по отбору проектов, участвуют ли в ее работе представители комитета? Ставропольский край второй год подряд получает по этой программе по 1 млрд. рублей, а сопоставимая с ним по размерам Ростовская область в пределах 170 млн. руб. Откуда такая разница?

– Совершенно верно, комплексное устойчивое развитие сельских территорий для нашего комитета является приоритетным направлением работы. Успешное развитие, передовые технологии и новые подходы в сельском хозяйстве в целом невозможны без социально-экономического развития сельских территорий, обеспечения достойного уровня жизни на селе, привлечения молодых и квалифицированных кадров.

Устойчивое развитие сельских территорий – основная тема ежегодных встреч председателя СФ с тружениками социальной сферы села. В этом году такая встреча прошла уже в пятый раз, прошла в режиме видео-конференц-связи. Диалог, на котором обсуждались, в том числе, итоги первого года реализации госпрограммы РФ “Комплексное развитие сельских территорий”, состоялся с представителями социальной сферы села из всех регионов страны.

В 2020 году в 47 субъектах РФ профинансированы более 140 проектов по строительству, ремонту и оснащению оборудованием школ, детских садов, организаций здравоохранения, культуры и спорта, объектов инфраструктуры.

Наиболее востребованным механизмом, направленным на улучшение жилищных условий на селе, стала льготная ипотека. По итогам 2020 года этим инструментом воспользовались более 45 тыс. семей по всей стране. Вместе с тем, говоря об улучшении жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, необходимо отметить, что льготная сельская ипотека, реализуемая с 2020 года, по оценке Счетной палаты, высказанной в рамках правительственного часа на 502-м заседании СФ с участием министра сельского хозяйства России Д.Н. Патрушева, пока остается недоступной для большинства граждан, постоянно проживающих на селе, по причине их низкой платежеспособности. Основной категорией заемщиков в прошлом году были жители малых городов с численностью до 30 тыс. человек, а доля работников АПК в общем числе лиц, воспользовавшихся ипотекой, составила всего лишь 4%. Этот вопрос будет у нас на особом контроле. Мы будем мониторить обеспечение комфортным жильем именно сельских жителей, кроме того, именно через индивидуальное жилищное строительство.

Благоустройство сельских территорий также стало одним из популярных направлений госпрограммы. За счет средств федерального бюджета удалось выполнить почти 6 тыс. проектов в 70 субъектах РФ. Здесь велика заслуга граждан, принимавших активное участие в реализации общественно значимых инициатив.

Отбор проектов комплексного развития сельских территорий в рамках госпрограммы проводится в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение комплексного развития сельских территорий, являющимися приложением № 11 к госпрограмме, на основании порядка отбора проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций, утвержденного приказом Минсельхоза России от 10 июня 2020 года № 313.

В качестве критериев отбора проектов указанным порядком установлены относительные показатели, благодаря чему обеспечивается создание равных условий для прохождения отбора проектов для всех сельских населенных пунктов субъектов РФ.

Справка (раздел V “Критерии отбора проектов” приказа Минсельхоза России от 10 июня 2020 года № 313).

Отбор проектов осуществляется по следующим критериям:

а) доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования проекта (в единицах);

б) длительность достижения планируемых результатов реализации мероприятий проекта (в годах);

в) доля населения в возрасте от 16 лет и старше, проживающего в населенных пунктах, на территориях которых планируется реализация мероприятий проекта, поддержавшего целесообразность реализации мероприятий проекта по итогам общественного обсуждения, в общей численности жителей соответствующих населенных пунктов в возрасте от 16 лет и старше (в единицах);

г) доля занятого населения, проживающего на территории реализации проекта, в общей численности экономически активного населения (в единицах);

д) доля трудоспособного населения в общей численности населения (в единицах);

е) доля прироста количества постоянных рабочих мест, планируемых к созданию на территории реализации проекта в рамках реализации его мероприятий, а также в рамках инвестпроектов в стадии реализации, и инвестпроектов, реализация которых начнется в первый год реализации проекта, к общей численности экономически активного населения (в единицах);

ж) отношение среднемесячных располагаемых ресурсов (доходов) домохозяйств на территории реализации проекта к среднемесячным располагаемым ресурсам (доходам) городских домохозяйств соответствующего субъекта РФ (в единицах);

з) вклад проектов в достижение целей госпрограммы.

В соответствии с указанными Правилами для организации отбора проектов Минсельхоз России формирует комиссию по организации и проведению отбора проектов, оценке эффективности использования субсидий, по результатам работы которой решение об отборе проектов, набравших наибольший общий балл среди всех представленных на конкурс, направляется в субъекты РФ и в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Первый год реализации госпрограммы, да еще в сложных условиях, связанных с пандемией, показал необходимость корректировки отдельных ее мероприятий. И здесь хотелось бы отметить, что Минсельхоз уже организовал такую работу.

Повторюсь, что устойчивое развитие сельских территорий является приоритетным направлением в деятельности комитета, и мы готовы оказать возможное содействие при любом участии. По этому вопросу мы с Минсельхозом РФ в постоянном взаимодействии.

– Глава правительства Михаил Мишустин в отчете перед Госдумой в мае заявил, что “поддержка села предусмотрена практически в каждой госпрограмме, будь то здравоохранение, образование, социальная сфера. В текущем году на нее будет выделено более 220 млрд. рублей”, и Минсельхоз получает только треть из этих средств. Комитет СФ мониторит, как в других министерствах поддерживают село? Нет ли здесь дублирования, или наоборот, как в басне Ивана Крылова, лебедь, рак и щука, тянут в разные стороны.

– Вопрос о возможности дублирования мероприятий по разным программам тоже унас на контроле. И, как заверяют наши коллеги из Минсельхоза, все мероприятия, запланированные к реализации на сельской территории, обязательно согласуются с профильными министерствами. Тем более, что возможность дублирования не допускается правилами, прописанными в самой госпрограмме.

Вопрос финансирования развития сельских территорий в рамках госпрограммы “Комплексное развитие сельских территорий” и иных госпрограмм рассматривался на заседании правительственной комиссии 1 апреля 2021 года, на встрече председателя СФ В.И. Матвиенко с тружениками социальной сферы села 20 апреля этого года.

Подчеркну, что этот вопрос также отражен в постановлении Совета Федерации от 14 апреля 2021 года № 139-СФ по итогам правительственного часа с участием министра сельского хозяйства РФ Д.Н. Патрушева, где предусматривается представление СФ в рамках парламентского контроля информации о финансовом обеспечении госпрограммы за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, в том числе в разрезе субъектов РФ, а также информации о расходах на финансирование развития сельских территорий, предусматриваемых в других госпрограммах РФ и нацпроектах.

И я хочу отметить, что наше пожелание о прозрачности финансирования развития села из различных источников различных ведомств нашло свое решение. Сегодня правительством РФ разрабатывается новая система управления госпрограммами, предусматривающая их трансформацию и введение новых подходов к их разработке и реализации, включая изменение системы целеполагания, структуры и содержания, формирования системы управления госпрограммами и их разделение на отраслевые и комплексные.

В комплексных программах будет предусмотрен аналитический блок, в котором будет содержаться полная информация о всех мероприятиях и расходах федерального бюджета, направляемых на развитие соответствующей сферы.

Наш комитет будет держать руку на пульсе и всячески поддерживать возможность финансирования комплексного развития сельских территорий на необходимом уровне.
Приведу данные, которые предоставили нам профильные министерства, которые также реализуют мероприятия на сельских территориях в рамках отраслевых госпрограмм и федеральных проектов.

По информации Минздрава России в рамках федерального проекта “Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи” в 2020-2021 годах для граждан, проживающих в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек, в 60 субъектах РФ введен в эксплуатацию 431 фельдшерский, фельдшерско-акушерский пункты, врачебная амбулатория, амбулатория, запланированная к созданию/замене в 2019 году, по состоянию на 15 июня 2021 года в 69 субъектах РФ введены в эксплуатацию 1263 объекта, запланированных к созданию/замене в 2020-м.

Для жителей отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов в 2019 году в медицинские организации 34 субъектов РФ поставлено 516 передвижных медицинских комплексов. По состоянию на 15 июня 2021 года в медицинские организации 23 субъектов РФ поставлено 502 передвижных медкомплекса, запланированных к приобретению в 2020 году.

По информации Минпросвещения России ежегодно за счет средств федерального бюджета в субъекты РФ направлялось не менее 4 тыс. новых автобусов отечественного производства.

На парламентских мероприятиях регионы поднимали вопрос о разработке типовых проектов образовательных комплектов (школа-детский сад) разной наполняемости с учетом региональной специфики, особенно в малонаселенных и труднодоступных районах и на территориях со сложным рельефом местности, суровыми климатическими условиями и высокой сейсмической активностью.

В рамках мероприятий по созданию новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях НПО и нацпроекта “Демография” соответственно, в ряде субъектов РФ в 2019–2020 г.г. были использованы типовые проекты многофункциональных образовательных комплексов, включающих в себя объекты всех уровней общего образования (школа-детский сад):

Республика Башкортостан – средняя школа на 640 учащихся, совмещенная с детским садом на 160 мест, расположенная в с. Зубово, квартал Зубово Лайф 2;

Забайкальский край – школа на 156 мест с пристроенным детским садом, Карымский район, с. Большая Тура, ул. Железнодорожная.

Субъекты РФ в целом отмечают высокую потребность в многофункциональных объектах. Опыт создания таких комплексов имеют 8 субъектов РФ (Республики Татарстан и Башкортостан, Хабаровский край, Астраханская, Ульяновская, Белгородская и Липецкая области, Чукотский автономный округ).

Так, например, на территории Ульяновской области в ряде населенных пунктов функционируют многофункциональные комплексы на базе общеобразовательных организаций. Кроме того, в Республике Татарстан создаются различные многофункциональные центры по модели школа с детским садом, универсальный спортивно-актовый зал, сельский Дом культуры с библиотекой и помещениями для администрации. Строительство таких комплексов осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан с учетом потребности муниципальных образований.

– В июле вступил в силу закон о пчеловодстве, но подзаконных актов по его реализации нет. Кто должен их готовить и в какие сроки? Как складывается сотрудничество с Минсельхозом в этом направлении и по другим принятым законам? Ведь без этих документов закон не заработает.

– Правовое регулирование отношений в сфере пчеловодства осуществляется в соответствии с федеральным законом “О пчеловодстве в Российской Федерации”, Лесным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, федеральными законами “О развитии сельского хозяйства”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О личном подсобном хозяйстве”, “О племенном животноводстве”, “О животном мире”, законом “О ветеринарии”, федеральными законами “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”, “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, законами субъектов РФ, указами президента РФ, постановлениями правительства, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

При этом федеральный закон “О пчеловодстве в Российской Федерации’ устанавливает правовые основы развития пчеловодства как сельскохозяйственной деятельности, а также деятельности, направленной на сохранение пчел. Он является дополнением к действующим законодательным актам, их не подменяет, а применяется с учетом закрепленных в них положений, устраняя часть существующих пробелов правового регулирования.

Все подзаконные нормативные акты для реализации этого закона имеются. Сейчас Минсельхоз России ведет работу по принятию новой редакции ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, разведения, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, которые проходят межведомственное согласование с учетом мнения пчеловодческого сообщества. Принятие этих ветеринарных правил в соответствии с распоряжением Минсельхоза России от 24.12.2020 № 287-р планируется в IV квартале 2021 года. Эта работа также ведется в тесном взаимодействии с нашим комитетом, пчеловодческим сообществом, экспертами.

В отношении принятия подзаконных нормативных актов для реализации иных федеральных законов кратко скажу, что контроль нами ведется в постоянном режиме. Мы отслеживаем этот процесс. И по итогам только первого квартала этого года из планируемых к принятию порядка 89 таких актов, принято уже 48. Есть информация по некоторым принятым актам во втором квартале. Мы совместно с Минсельхозом подведем итоги этой работы.

Скажу, что в течение каждой парламентской сессии на заседании нашего комитета мы рассматриваем вопросы принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации принятых федеральных законов.

– Комитет СФ поддерживает проведение фестиваля православной культуры и традиций малых городов и сельских поселений Руси “София”. Каковы планы на предстоящий год? Не скажется ли продолжение пандемии на проведении фестиваля?

– Фестиваль православной культуры и традиций малых городов и сельских поселений Руси “София” – это важный культурно-просветительский проект, который ежегодно проходит по инициативе благотворительного фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси и прихода храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках при поддержке Совета Федерации.

Хочу отметить, что фестиваль много лет объединяет творческих инициативных людей, вносит значительный вклад в сохранение и развитие самобытной культуры и традиций, духовного наследия народов России.

По традиции торжественное открытие очередного фестиваля проходит во время встречи председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко с тружениками социальной сферы села. В разные годы представители регионов страны и делегации благотворительного Фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси становились гостями концертов, проходивших на лучших концертных площадках страны: в Кремлевском Дворце, в храме Христа Спасителя, в концертном зале “Зарядье”.

2020 год во всех смыслах стал особенным, но отрадно отметить, что фестиваль не только не уменьшил свою значимость, но и приобрел еще большую популярность, выйдя в режим онлайн. Хотя, конечно, живое общение, встречи на творческой площадке трудно переоценить.

Несмотря на все ограничения в 2020 году, фестиваль состоялся в новом формате. Видеоролики своих выступлений на суд жюри представили 1542 коллектива из 74 субъектов РФ.

15 апреля этого года открытие очередного цикла фестиваля ознаменовалось благотворительным концертом “Врачам посвящается…”, гостями на котором стали медицинские работники в знак признательности за самоотверженный труд в период пандемии.

Мы уверены, что фестиваль сохранит свои добрые традиции и продолжит радовать зрителей яркими выступлениями как профессиональных, так и самодеятельных творческих коллективов, а также откроет новые имена.

Решением нашего комитета утвержден состав оргкомитета фестиваля, в который вошли представители федеральных органов власти, субъектов РФ, общественных некоммерческих организаций, деятели культуры и искусства. Оргкомитет утвердил положение, и с сентября 2021 года профессиональное жюри вновь приступит к работе, отбирая лучшие видеоролики участников.

Интервью взял Шамун КАГЕРМАНОВ,
главный редактор “Сельской жизни”.
3 августа 2021
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях