Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Устойчивое «зеленое» развитие агропрома
29 октября в Совете Федерации прошел круглый стол, посвященный мониторингу реализации мероприятий по стимулированию устойчивого развития, в том числе и “зеленого”. Заседание провел председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Редакция обратилась к Алексею Петровичу с просьбой подробнее рассказать о “зеленой” повестке в работе профильного комитета.
29 октября в Совете Федерации прошел круглый стол, посвященный мониторингу реализации мероприятий по стимулированию устойчивого развития, в том числе и “зеленого”. Заседание провел председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Редакция обратилась к Алексею Петровичу с просьбой подробнее рассказать о “зеленой” повестке в работе профильного комитета.

– О чем шла речь на круглом столе и как тема мероприятия связана с изменением климата?

– На мой взгляд, “зеленая” экономика – одна из главных тем нынешнего десятилетия, новое направление в экономической науке и практике, которое призвано обеспечить устойчивое развитие нашей планеты.

“Зеленую” экономику понимают как устойчивое развитие, которое сводит воедино вопросы экономического, социального и экологического развития. Речь идет о создании системы, построенной так, чтобы включать в ее состав экологические и социальные вопросы. Также меры “зеленой” экономики подразумевают снижение неравенства, улучшение качества жизни, условий труда, доступности социальных услуг.

Основные вопросы экологически устойчивого развития – это расширение “зеленой” повестки, объединение тем климата и биоразнообразия, разработка “зеленых” финансовых инструментов, а также создание экономики, направленной на новые формы потребительского поведения.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН об устойчивом развитии до 2030 года и Парижское соглашение по климату на данный момент создали юридическую и идеологическую основу для нового глобального перераспределения потоков капитала в пользу рынков, обеспечивающих продвижение целей устойчивого развития. В нашей стране в сентябре 2019 года было ратифицировано Парижское соглашение по климату. Россия установила для себя цель по снижению выбросов парниковых газов до уровня 70–75% относительно показателей 1990 года, в том числе с учетом поглощающей способности лесов. В эти дни в Глазго проходит конференция по изменению климата, которая определит мировую политику на ближайшие десятилетия.
Председатель СФ Валентина Матвиенко в ходе дискуссии на тему “Охрана окружающей среды сегодня: национальные парламенты и право на здоровую и устойчивую окружающую среду” в рамках прошедшей недавно в Афинах под эгидой ПАСЕ Европейской конференции председателей парламентов заявила, что “В настоящее время в Российской Федерации идет процесс становления системы, обеспечивающей привлечение финансовых ресурсов в проекты устойчивого (в том числе “зеленого”) развития. Парламентам принадлежит важная роль в формировании и реализации международной “зеленой” повестки, законотворческая деятельность в экологической и климатической сфере имеет большое значение.

В этом году Совет Федерации одобрил законы, нацеленные на снижение выбросов, создание в стране национальной системы высокоточного мониторинга и утилизации парниковых газов. Принят закон, который расширяет действие проекта “Чистый воздух” на все города нашей страны, в которых есть проблема качества атмосферного воздуха. На контроле нашего комитета мониторинг правоприменения в сфере экологии, в том числе процесс перехода регионов России на современную безопасную систему обращения с отходами.

Совет Федерации на системной основе рассматривает вопросы по развитию “зеленого” финансирования в РФ и поддерживает меры, направленные на стимулирование такого финансирования. Для нас, как представителей палаты регионов, важен вопрос о соответствии инвестиционных программ промышленных предприятий показателям основных направлений устойчивого (в том числе “зеленого”) развития страны.

В Совете Федерации были проведены совещания по совершенствованию финансирования нац-проекта “Экология” в 2020 году, о мерах по реализации в РФ “зеленых” проектов, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду в 2021 году. В рамках IX Международного экологического конгресса 27 мая 2021 года был проведен круглый стол “Зеленые” финансы: как мобилизовать ресурсы на экологическую модернизацию”.

Экологическая повестка заняла одно из центральных мест и на состоявшемся в октябре этого года третьем Евразийском женском форуме.

Сейчас ведется работа над законом, который установит финансовую ответственность собственников предприятий за ущерб природе, а также придаст целевой характер экологическим платежам в бюджет – чтобы они направлялись целевым образом на оздоровление окружающей среды.

Фиксация на нормативном уровне критериев “зеленых” и адаптационных проектов создает предпосылки для роста объема финансирования в этой сфере. Для развития рынка “зеленых” финансовых инструментов нужно найти баланс между климатическими и финансовыми рисками. Инвестиционные программы предприятий должны соответствовать показателям основных направлений “зеленого” развития страны.

– Есть мнение, что законодатели, да и правительство нашей страны запаздывают с регулированием аграрной отрасли страны в связи с изменением климата.

– Не соглашусь с таким утверждением. В верхней палате парламента и в Госдуме эта тема в числе приоритетных. Мы не стремимся идти “впереди планеты всей”, но в международный график климатической темы Россия точно вписывается.

Цели устойчивого развития (ЦУР) последовательно включаются в российскую аграрную повестку. При этом устойчивое сельское хозяйство понимается Россией прежде всего с точки зрения национального суверенитета – обеспечения продовольственной безопасности. Экспортно ориентированный российский бизнес уже предпринимает шаги по инкорпорированию “устойчивого концепта” в свои бизнес-стратегии.

Со стороны государственного сектора работа только входит в активную фазу, но у нас есть понимание, что для достижения “устойчивости” российскому аграрному сектору необходимо не только выработать эффективную стратегию реализации принимаемых решений, но и преобразовать ее в системные практические меры, которые позволят создать условия для развития. Безусловно, устойчивое развитие отрасли невозможно без системного подхода к оценке влияния фактора изменения климата на отрасль.

После принятия Парижского соглашения по климату, а также решения Евросоюза ввести трансграничный налог для товаров с высоким углеродным следом Россия активизировала разработку соответствующего законодательства. Так, в январе 2020 года в России был принят Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года (далее – План). План предполагает разработку типового “паспорта климатической безопасности” РФ, в котором будут проанализированы существующие и будущие климатические тренды.

В рамках работы над реализацией Плана Минсельхоз России ведет актуализацию отраслевых документов стратегического планирования с учетом степени зависимости от погодно-климатических изменений и потребностей в адаптации к ним.

Кроме того, документом в III квартале 2021 года предусмотрена разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере агропрома и в области рыболовства.

Основополагающим документом в сфере содействия устойчивому развитию сельского хозяйства в России является Доктрина продовольственной безопасности РФ, обновленная версия которой была утверждена в январе 2020 года.

В качестве основополагающих задач, которые встают перед Россией при решении задач обеспечения продовольственной безопасности, следует выделить: повышение экономической доступности продовольствия; снижение зависимости от импорта генетических ресурсов; повышение внимания к почвенным ресурсам; достижение сквозного планирования со стороны государства в сторону аграрной отрасли, которое бы стимулировало спрос (он был бы гарантирован государством и финансово обеспечен) и в том числе позволяло бы развивать наукоемкие направления.

Механизмы создания устойчивых систем производства и финансовое обеспечение предусмотрены Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Одним из документов, формирующих концепцию устойчивого развития сельского хозяйства в России, является реализуемая Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы.

Программа в качестве приоритетов политики на данном направлении ставит переход к высокопродуктивному и экологическому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельхозпродукции, создание безопасных и качественных продуктов питания. Заявленной целью программы является: обеспечение устойчивого роста производства сельхозпродукции, полученной за счет применения высококачественных кормов и лекарств для животных, биологических пестицидов и агрохимикатов, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции и экспертизы генетического материала.

Все эти шаги составляют движение к устойчивому сельскому хозяйству. При этом заявленных целей возможно достичь только за счет повышения инновационной активности, стимулирования притока инвестиций, развития сельской инфраструктуры и подготовки кадров для отрасли.

Сейчас необходимо говорить не столько об адаптации России, сколько о создании экономики нового типа, которая бы учитывала и предвосхищала текущие и грядущие климатические изменения, а также заранее включала бы меры предотвращения ущерба или снижения рисков для российской экономики.

Для России реализация целей устойчивого развития – это в первую очередь вопрос долгосрочного системного государственного планирования, так как условия и факторы, которые бы могли способствовать быстрому и качественному переходу к устойчивой модели экономики, в России пока находятся в стадии формирования.

– Сельское хозяйство, основанное на принципах устойчивого развития, способно сегодня решить вопросы продовольственной безопасности России?

– Изменение климата является одним из наиболее серьезных вызовов, с которыми столкнулось мировое сельское хозяйство в решении основополагающей задачи обеспечения населения продовольствием.

Рост температур, учащение неблагоприятных погодных явлений, сдвиг климатических зон – все это оказывает непосредственное влияние на продовольственную безопасность. Для сельского хозяйства могут быть опасны засухи, суховеи, заморозки, переувлажнение почвы и другие комплексы неблагоприятных гидрометеорологических явлений, приводящие к снижению продуктивности посевов, их гибели, затрудняющих проведение полевых работ и уборку урожая.

Продовольственная безопасность в долгосрочной перспективе зависит от того, насколько успешно удастся адаптировать сельскохозяйственные системы к климатическим и погодным явлениям, учитывая комплексное понимание систем производства, логистики, потребления продовольствия, социально-экономические особенности страны и региона.

Снижение урожайности в условиях изменения климата в некоторых регионах мира оказало существенное влияние на формирование цен на продовольствие и на уровень его потребления, что отразилось на степени обеспечения продовольственной безопасности в мире.

В соответствии с данными Всемирной продовольственной программы ООН, режим самоизоляции и экономическая рецессия, вызванная COVID-19, спровоцировали резкий рост глобального голода. По состоянию на конец 2020 года с острой нехваткой продовольствия в мире столкнулись 265 млн человек, что вдвое больше, чем в предыдущем году.

Что касается России, следует отметить, что сельское хозяйство является специфической отраслью производства, так как оказывает большое влияние на формирование рыночного спроса, и одним из приоритетных направлений экономики страны. За последние 10 лет обеспечен устойчивый рост отрасли по ключевым направлениям. Россия, с ее огромным потенциалом в посевных площадях, запасах пресной воды, энергетических и трудовых ресурсах, занимает лидирующее место в мире по площади и качеству сельхозземель и входит в число ключевых поставщиков продовольствия на мировой рынок. В стране сосредоточено почти 40% мировых площадей черноземов – почв, обладающих наиболее высоким естественным плодородием, что является значительным конкурентным преимуществом.

Согласно экспертным заключениям, социально-экономические последствия изменения климата для России могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для сельского хозяйства.

Положительные последствия связаны с предполагаемым увеличением продолжительности вегетационного периода, увеличением в 1,5 раза площадей, пригодных для земледелия, и возможностью освоения северных территорий, сокращения затрат на отопление в зимний период.

Если в среднемировом масштабе изменения климата порождают тенденцию к снижению урожайности зерновых культур, то на территории России наблюдается ее рост.

Во всех регионах возделывания увеличивалась урожайность озимой пшеницы, отмечался климатически обусловленный рост урожайности подсолнечника и сахарной свеклы. Заметно возрастала урожайность кукурузы в Приволжском и Центральном федеральных округах, при этом одновременно наблюдалось сокращение ее урожайности в Южном федеральном округе вследствие усиления засушливости в летний период.

Отрицательные факторы связаны с возможным увеличением засушливости в районах Северного Кавказа, Поволжья, юга Сибири и возможным массовым распространением сорных растений, болезней и вредителей сельхозкультур. Согласно прогнозам, в ХХI веке в России потепление климата будет идти интенсивнее, чем в целом по планете. Совместное действие антропогенного фактора и климатических аномалий может привести к нарастанию численности саранчовых, нередко в катастрофическом масштабе.

Безусловно, общемировая ситуация говорит о снижении экспортного потенциала стран. По прогнозам экспертов Всемирного банка, мировая торговля демонстрирует снижение на 6–7%, минимум. Сегодня важнее говорить о сохранении имеющегося позитивного потенциала.

Комплексный подход к разработке адаптационных мер при совместных усилиях органов власти, бизнеса, науки и производства может способствовать снижению уязвимости экономики страны к изменениям климата.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что в настоящее время нехватка продовольствия является одной из самых острых проблем в мире. Причем эта проблема касается не только отдельно взятых государств, но и всего мирового сообщества. Для обеспечения продовольственной безопасности в глобальном масштабе необходимо предпринять общие усилия. Они должны быть направлены на повышение качества продуктов питания и обеспечение их физической и экономической доступности.

Шамсят КАГЕРМАНОВА.
19 ноября 2021
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях