Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Российская аграрная повестка
Как мы уже сообщали, 16 ноября в Почвенном институте им. В.В. Докучаева зампред правительства В.В. Абрамченко совместно с советником, спецпредставителем президента России по вопросам климата Р.С-Х. Эдельгериевым провела совещание по созданию Национальной системы мониторинга парниковых газов в аграрных экосистемах. С основным докладом, который мы публикуем, выступил директор институт академик РАН Иванов А.Л.
Как мы уже сообщали, 16 ноября в Почвенном институте им. В.В. Докучаева зампред правительства В.В. Абрамченко совместно с советником, спецпредставителем президента России по вопросам климата Р.С-Х. Эдельгериевым провела совещание по созданию Национальной системы мониторинга парниковых газов в аграрных экосистемах. С основным докладом, который мы публикуем, выступил директор институт академик РАН Иванов А.Л.

Напомним, что в Почвенном институте уже несколько лет работает Межведомственный научно-экспертный совет по глобальному климату и рациональному природопользованию: нуль-эмиссия и нуль-деградация почв России (сельское и лесное хозяйство) межведомственной рабочей группы при Администрации Президента РФ.

Обсуждение доклада и повестки в целом проходило непросто и временами эмоционально. Виктория Валериевна сразу подчеркнула, что утверждение бюджета на финальной стадии и до конца года необходимо определиться с распределением средств.

– Для создания системы мониторинга необходимо прежде всего определиться с количеством и географией карбоновых полигонов в сельскохозяйственных экосистемах, агроландшафтах и агролесокомплексах страны. Жду от вас конкретных предложений. Времени мало, приступим к обсуждению, – предложила вице-премьер и предоставила слово директору института А.Л. Иванову.

– Уважаемая Виктория Валериевна!

Уважаемый Руслан Сайд-Хусайнович!

Уважаемые участники совещания!

Мы весьма признательны и бесконечно рады вашему согласию провести совещание в стенах Почвенного института им. В.В. Докучаева, который с марта 2020 года является Федеральным исследовательским центром со стратегической миссией объединения интеллектуальных усилий и генерирования новых знаний в области почвоведения и рационального природоземлепользования в России, научно-образовательной, культурно-просветительской деятельности.

Проблематика совещания обозначена пространно, но, скорее всего, выйдет за рамки титула, поскольку не может быть рассмотрена безотносительно геополитических, макроэкономических и прочих стремительно возникающих коллизий.

По этому поводу уже есть достаточно много директивных документов: указов Президента Российской Федерации, постановлений правительства, поручений вице-премьера, ведомственных приказов. Готовы и утверждены нормативные акты. Их уже просматривается не менее полусотни.

При этом mainstream на сегодня остается прежним – отстаивание конкурентных преимуществ России, что продекларировано на саммите сторон РКИК ООН в Глазго, в первую очередь заключающихся в одном тезисе: обладая 13% суши, выбросы, признанные мировым сообществом, не превышают 8%.

К тому же в части реализации концепции “низкоуглеродного развития” и соблюдения той же инициативы “четыре промилле или 4 на 1000” компенсации выбросов парниковых газов, поглощением их почвами, с использованием проградационных, аккумулятивных углерод-депонирующих технологий у нас большие возможности. То же касается и лесного хозяйства.

Но особо следует учесть, что применительно к сельскому хозяйству, основной целью которого является использование и получение оптимального количества органического вещества и биомассы, термин “низкоуглеродное”, надо скорее воспринимать как низкоэмиссионное, подразумевая снижение выбросов СО2, СН4 и закиси азота агроэкосистемами, с использованием приемов, препятствующих спонтанной и необратимой минерализации, и, наоборот, аккумуляции органического вещества почв.

Отстаивать дальше следует и бесспорные конкурентные преимущества в углероддобывающих отраслях, энергетическом комплексе, металлургии, недропользовании, создании внутреннего рынка удобрений.

Каковы роль и потенциал почвенного покрова Российской Федерации в балансе углерода планеты?

Преобладание холодного гумидного климата в РФ обеспечило повышенные запасы органического углерода в почвах: почти в два раза выше, чем в странах ЕС, США. Австралии и др. Почвы РФ содержат в 6 раз больше углерода, чем растительность, что при учете баланса углерода очень важно и обязательно.

Суммарный выброс в России двуокиси углерода или СО2-эквивалентов, оценивается в 2,5 млрд т, что в пересчете на углерод составляет ~ 681 млн т С, а резерв секвестрации в почвах РФ около 3,6 млрд т С, или более 13 млрд СО2-экв, или 19 суммарных годовых выбросов парниковых газов.

Повышение температуры приводит к интенсификации разложения подстилки и увеличению содержания доступного азота, что стимулирует продукцию древесной биомассы. В бореальных лесах отсутствует азотфиксация, поэтому баланс достигается в течение сезона.

Факторами, влияющими на запасы углерода, выступают обработка (85%) и эрозия почв (15%). Исторически почвы РФ потеряли около 3,6 млрд тонн углерода из верхнего метрового слоя. Возвращение этого углерода в почву является резервом инициативы низкоэмиссионного АПК.

Для справки: за 30 лет сельскохозяйственные почвы потеряли около 16% запасов гумуса, в то время как в западных странах показатель достигает 50% и более.

Почвенный покров России имеет ряд особенностей:

80% почв находятся в бореальной зоне (< 0 °С);

три четверти почв находятся в зоне мерзлоты (< –4,7 °С).

Налицо:

мощные оторфованные подстилки в бореальной зоне (горизонт 0);

пониженная интенсивность биологических процессов;

80% поверхностного стока представлено фрагментированным детритом.

Самые общие прогнозы при этом таковы:

– потепление увеличит мощность активного слоя в мерзлотных областях и инициирует торфообразование;

– повышение увлажнения стимулирует развитие ризосферы и новообразование гумуса в южных регионах;

– почвы России будут стоком атмосферного углерода.

Но есть и другие конкурентные преимущества для России в рассматриваемом контексте. В частности, относительно природно-климатических изменений и будущего сельского производства и социума Нечерноземья.

Изменения продолжительности волн холода и тепла здесь становятся контрастными и усиливаются. При этом длительность волн холода сократится, а волн тепла существенно увеличится. За 30–40 лет изменились в Нечерноземье базовые показатели, которые считались “константными”, так же как сумма эффективных температур (> 10 °С) и ГТК по Селянинову. Они явно становятся более благоприятными. При этом север потеплел больше, чем северо-восток.

Продвинулись к северу до широты Владимира, Рязани и Саранска границы возделывания теплолюбивых и ценных культур, в том числе С4-типа фотосинтеза, повышается урожайность озимых культур с высокими хлебопекарными качествами (С3-типа фотосинтеза). Но опять же, заметим, что на север продвигаются и злостные сорные растения (С4-типа фотосинтеза), ранее неведомые здесь вредители и болезни.

Но в Российской Федерации мы наблюдаем и возникновение процессов опустынивания и пустынь в европейской части и даже в веверных регионах страны. В подавляющем большинстве случаев это является следствием нерачительного землепользования, которое усугубляется изменениями климата. Более 100 млн (47%) сельскохозяйственных угодий фактически или потенциально подвержены разным формам опустынивания, в 35 субъектах России, где проживает около половины населения страны и производится более 70% сельскохозяйственной продукции.

О реальной ситуации и последствиях этого (пыльные бури) наши коллеги расскажут.
Принципиально важным является принятие единой методологии Национальной системы мониторинга, расчета баланса углерода и выбросов парниковых газов с учетом российской спецификации.

В настоящее время в ЕС в качестве основы используется руководство, составленное экспертами международной панели по изменениям климата. В рамках этих рекомендаций оценка и мониторинг баланса углерода и парниковых газов могут быть осуществлены в стране на одном из предложенных трех уровнях.

Уровень 1. Используются зафиксированные экспертами IPCC-данные о запасах углерода и коэффициенты изменения их для пахотных земель, стратифицированных по климату и типам почв. То есть для подобных расчетов необходимы лишь сведения о почвах, климате и наземном покрове территории страны в виде карт или в статистическом виде.

Пунктом 9 решения Европейского парламента и Совета от 21 мая 2013 года в Европейском союзе обязательным является распространение в секторах землепользования и лесного хозяйства (LAND USE) правил учета Руководства по национальным инвентаризациям парниковых газов Международной группы экспертов по изменению климата (IPCC, 2006), с дополнениями 2019 года.

Уровень 2. Используются те же основные расчеты. Но применяются значения эталонных запасов углерода и/или коэффициентов изменения запасов, адаптированные к условиям конкретной страны и скорректированные на основе имеющейся информации. Кроме того, появляется возможность более подробной стратификации.

Информации о почвах, климате и наземном покрове более уточнены, чем для Уровня 1. У нас для этого наиболее пригодна почвенная карта РСФСР масштаба 1:2,5 млн и Реестры почвенного покрова и индикаторов качества почв сельскохозяйственных угодий Российской Федерации (2013). На почвенной карте РСФСР 1988 года отражено 25711 полигонов. В каждом полигоне содержится информация о почвенном покрове и почвообразующих породах. Легенда включает 205 почвенных разностей, 70 комплексов почв. Карта почвенно-экологического районирования (1377 полигонов), на которой отражены четыре географических пояса, девять почвенно-биоклиматических областей. Очень созвучно с позицией ЕС.

Осталось наложить сетку учреждений Минобрнауки России. Получим некую репрезентативную паллиативную картину тех же самых карбоновых полигонов. Подразумевая под карбоновым полигоном не всегда некую площадку с вышкой. Это могли бы быть даже несколько учреждений Минобрнауки России с разным типом землепользования, которые будут собирать эти сведения. Их надо оснастить специальными наземными приборами. Необязательно это вышка. Вышка это некий фетиш. Красиво, но не обязательно. Возможности такие для этого у нас есть.

Наконец, Уровень 3, где баланс углерода вычисляется на основе научных данных, динамического моделирования выбросов и поглощения углерода. Подобные модели существуют уже достаточно долгое время, и они апробированы в разных странах.

Очень важно, чтобы модель была подтверждена независимыми наблюдениями, в качестве таковых могут рассматриваться данные многолетних полевых опытов или, например, долгосрочные измерения потока углерода в экосистеме с использованием цифровых технологий.

В идеале будет создана система инвентаризации в первую очередь для Минобрнауки России на постоянных, статистически репрезентативных участках, включающая основные климатические регионы, типы почв, системы использования земель, позволяющие повторное воспроизводимое измерение запасов углерода в почве с течением времени. Это и есть по сути смысл, в том числе создания сети “карбоновых полигонов”.

Организация работы по созданию Национальной системы наблюдения и учета баланса углерода на сельскохозяйственных и лесохозяйственных землях России может быть представлена в следующем виде. Схема включает блоки базовой информации, мониторинга и актуализации данных, тестирование и совершенствование методологии.

На выходе получаем:

– технологии пространственного моделирования;

– технологии ДЗЗ;

– сеть тестовых (карбоновых) полигонов;

– модели баланса углерода;

– более эффективное использование новых технологий (интернета вещей, нейросетей и других новаций).

И в завершение несколько главных тезисов приоритетов.

Первое.

Любое изменение климата, а в России особенно, создает дополнительные риски. Технологический маневр, связанный с деиндустриализацией, по сравнению с развитыми, и не очень, аграрными державами, существенно ограничен. А процессы социального опустынивания приобретают чудовищные проявления, особенно в Нечерноземной зоне.
Второй тезис – лишней земли у нас нет!

Повышение биоклиматического потенциала создает лишь иллюзию расширения ареала благоприятных условий для земледелия России. Однако ресурсный потенциал земель для устойчивого производства продукции остается прежним (11,5% площади) и расположен ниже 60-й параллели, начиная с зоны южной тайги. Причем долговременная позитивная тенденция нивелируется возросшей нервозностью климата. Хотя нужно заметить, что уникальная географическая протяженность страны определяет устойчивость АПК России к погодно-климатическим рискам.

Именно эта территория в 130 млн га и будет контролировать продовольственную безопасность страны и сопредельных стран в ближайшей перспективе.

Также необходим целый ряд нормативно-правовых документов. В первую очередь по линии Росстата необходимо завершить работу по оформлению перечня индикаторов в части оценки деградации почв и земель.

Виктория Валериевна, Вами ранее было поручено представить анализ по выбросам метана и закиси азота в сфере АПК, включая почвы сельхозземель.

Такие данные у нас есть. Я их представляю.

Скажу только, что это большая проблема, хотя количественно несопоставимая с СО2.

Проблемы, в том числе чудовищные прецеденты, здесь связаны с нерадивым хозяйствованием.

По линии Межведомственного экспертного совета “Глобальный климат и рациональное природопользование (сельское и лесное хозяйство)” при МРГ Администрации Президента Российской Федерации (куратор –Эдельгериев Руслан Сайд-Хусайнович) подготовлено три тома Национальных докладов (последний – “Засухи”), а совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (Митин Сергей Герасимович) – “Неотложные меры развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Нечерноземной зоны Российской Федерации до 2030 года (Рекомендации)”.

Это серьезные документы директивного и контрольно-нормативного свойства.

Особо подчеркнем также, что ни в России, ни в международной практике нет согласованной и утвержденной нормативно-правовой базы и методологии использования данных дистанционного зондирования для учета, контроля и применения правомочных управленческих решений.

Между тем на такой информации часто строится государственная и ведомственная страховая, кредитная и субсидиарная политика. Хотя для конкретных аналитических оценок нужна вполне себе конкретная спутниковая конфигурация, регламентирование числа залетов и предоставления информации и много чего еще. Да и “хозяева” спутниковых данных разные: федеральные органы исполнительной власти, ФГБНУ, бизнес-структуры.

Что же касается мер адаптации, то они уже есть, частично уже представлены в упомянутых документах. Учеными создана и предлагается принципиально новая основа землепользования, которая развивается в теорию и практику проектирования сельскохозяйственных ландшафтов, не только собственно агроландшафтов, но и водохозяйственных, мелиоративных, рекреационных, животноводческих (особенно!), селитебных и др. Здесь мы имеем свои школы и большие преимущества.

Дело за созданием инфраструктуры по их тиражированию.

Новые агротехнологии и системы земледелия уже отнесены с новейшими представлениями о глобальных изменениях климата и с развитием смежных фундаментальных и прикладных наук. Есть и предварительный список передовых международных практик, или реестр, проградационных, углероддепонирующих и почвоохранных технологий.

И конечно, нужна диверсификация систем земледелия, генетического биоразнообразия, агротехнологий, оценка производительных сил и оптимизация их размещения.
Мы активно участвуем в процессе методологического и научного обеспечения, подготовлены предложения в “Федеральную научно-техническую программу в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 годы”.

Сейчас стали регулярными консультации у Алексея Михайловича Медведева по созданию ведомственной системы мониторинга активных парниковых газов на землях Минобрнауки России (1,3 млн га сельхозземель + заповедные территории и другие).

Концептуально есть представление о репрезентативной сети “полигонов” на основе инфаструктуры ведомства (Уровень 3). Я уже говорил.

Далее потребуется подготовка нормативно-правовых актов, в том числе методик учета, ведомственных актов, утверждение порядка работ и индикаторов мониторинга.

Прототипом может быть макет Протокола ФАО, но в адаптированном для России виде.

Все это содержится в предложениях, в проекте поручений нашего совещания, и, по нашему мнению, именно на них следует сосредоточиться при обсуждении.

Первоочередные меры

С учетом проведенного анализа международной практики, на основе научного и прикладного опыта отечественной науки следует в срочном порядке принять следующие первоочередные (мобилизационные меры).

1. Минобрнауки России совместно с Российской академией наук, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в соответствии с протоколом заседания экспертного совета сформировать проект “Национальная система учета выбросов парниковых газов, включая потенциал их поглощения российскими экосистемами (лес, степь, тундра, водные пространства и др.)” для решения следующих задач:

– разработать национальную стратегию использования наземных экосистем в целях регулирования парниковых газов для смягчения изменений климата;

– разработать национальную методику определения поглощающей способности наземных экосистем РФ;

– разработать методику верификации изменений поглощающей способности наземных экосистем;

– определить перспективные территории для организации проектов по поглощению углерода растительностью;

– определить перспективные территории для организации проектов по поглощению углерода сельскохозяйственными почвами.

2. Минобрнауки России совместно с Российской академией наук в ФНТП в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 годы (Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 года № 76) и при формировании программы научных исследований по национальному проекту “Наука” и др. включить в качестве приоритетных направления:

– научное обоснование увеличения потенциала экосистем в поглощении выбросов парниковых газов, в том числе за счет повышения эффективности использования лесов и земель, а также путем применения современных технологий лесовосстановления и агропромышленных технологий, обеспечивающих восстановление плодородия почв (п. 1 з)–3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26.06.2021 № Пр-1096 по итогам Петербургского международного экономического форума);

– научное обоснование, создание и ведение единой Национальной методологии системного наблюдения и учета баланса выбросов парниковых газов с учетом специфики природно-климатических и почвенных условий России и гармонизированных с подходами IPCC;

– методология территориального размещения и создания карбоновых полигонов, актуализация данных почвенно-экологического районирования на основе нового перечня показателей цикла углерода в экосистемах и сельскохозяйственных ландшафтах;

– создание ранжированного перечня показателей (индикаторов) инструментального определения и данных дистанционного зондирования Земли и его нормативно-правовая актуализация;

– оценка отраслевых, региональных рисков и обоснование стратегии адаптации к глобальному изменению климата;

– научное обоснование создания технологий адаптации сельскохозяйственного землепользования, проградационных, почвоохранных, депонирующих углерод технологий, мероприятий агролесо- и фитомелиораций в условиях изменения климата.

3. Минприроды России, совместно с заинтересованными Федеральными органами исполнительной власти:

3.1. организовать, в установленном порядке, подготовку и утверждение нормативно-правовых актов в части:

– поддержания и ведения единой Национальной системы наблюдений и учета баланса углерода в различных почвенно-экологических условиях Российской Федерации, сопоставимых с международными подходами;

– создания перечня и ведения реестра индикаторов оценки и учета углеродного баланса почвенного покрова Российской Федерации, нормативной правовой актуализации использования данных дистанционного зондирования Земли;

– создания системы спутникового мониторинга в интересах “Национальной системы учета выбросов парниковых газов”;

– утверждения перечня организаций и ФОИВов, ответственных за предоставление и сбор информации ДЗЗ, порядок, периодичность и качество ее, в том числе спутниковых конфигураций для решения различно-ориентированных задач, в установленном законом порядке;

– утверждения типологии и пространственного размещения тестовых и карбоновых полигонов;

3.2. организовать проведение научно-исследовательских работ и поддержку комплексных экспедиций по оценке геокриологической опасности и прогнозу естественной эмиссии парниковых газов в зоне вечной мерзлоты и оценке опасности опустынивания в аридной зоне Российской Федерации до 2050 года;

3.3. Утвердить согласованный с РАН перечень квалифицированных организаций – экспертов из числа НИУ Минобрнауки России и подведомственных в научно-методическом отношении РАН;

3.4. Поручить заинтересованным ФОИВам, в первоочередном порядке, разработать и утвердить (в т.ч. законодательно) нормативно-правовые документы по использованию данных ДЗЗ в указанных целях, а также для решения других задач экономического и научно-технологического развития Российской Федерации.

4. Минсельхозу России совместно с Российской академией наук, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями:

4.1. организовать на постоянной основе работу по подготовке, формированию и последующему поддержанию в актуальном состоянии единого (межведомственного) информационного ресурса для целей обеспечения рационального землепользования, охраны земель сельскохозяйственного назначения и государственного управления в указанной сфере, в том числе учета и регулирования баланса углерода;

4.2. в целях обеспечения полной и объективной информации о наличии и состоянии земель сельскохозяйственного назначения, сопоставимости соответствующей ведомственной отчетности проработать организационные, финансовые и технические аспекты проведения инвентаризации указанных земель с учетом оценки баланса углерода в экосистемах и агролесокомплексах, организации лесовосстановительных работ;

4.3. подготовить предложения по совершенствованию государственной земельной политики в области оборота земель сельскохозяйственного назначения, направленные на повышение эффективности использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве, регулирования и организации работ по выявлению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, вовлечения их в сельскохозяйственный оборот.

5. Минсельхозу России определить первоочередные участки земель, подверженных опустыниванию, на которых необходимо осуществить мероприятия по фитомелиоративной реконструкции; обеспечить разработку проектной документации и нормативно-правовой базы.

6. Минсельхозу России совместно с Минфином России предусмотреть с 2022 года финансирование мероприятий по фитомелиоративной реконструкции на участках земель, подверженных опустыниванию; восстановить работу фитолесомелиоративных предприятий Главка Черных земель и Кизлярских пастбищ; обеспечить разработку федеральной целевой программы по борьбе с опустыниванием территорий (земель).

7. Минсельхозу России совместно с Минобрнауки России и РАН разработать оценки отраслевых и региональных рисков и стратегию адаптации к глобальным климатическим изменениям.

Валерий САВЕЛЬЕВ.
Из перечня поручений Президента РФ В.В. Путина по итогам ПМЭФ-2021 (№ Пр-1096 от 26.06.2021, п. 1 з)–3)

1. Правительству Российской Федерации: ...

з) в целях уменьшения накопленного с 2021 по 2050 год объема чистой эмиссии парниковых газов в Российской Федерации до более низких значений по сравнению с показателями Европейского союза и с учетом ранее данных поручений разработать план мероприятий (“дорожную карту”) по снижению уровня углеродоемкости российской экономики, предусмотрев при этом: ...

“– увеличение потенциала экосистем в поглощении выбросов парниковых газов, в том числе за счет повышения эффективности использования лесов и земель, а также путем применения современных технологий лесовосстановления и агропромышленных технологий, обеспечивающих восстановление плодородия почв”.
29 ноября 2021
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях