Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Кричащие вопросы развития села
На одной яблоне висят два яблока… и на каждой сидят по пять грачей

На одной яблоне висят два яблока…

и на каждой сидят по пять грачей

Заместитель председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета ГД по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин 26 ноября в режиме видеоконференции принял участие в заседания комиссии Государственного Совета РФ по направлению “Сельское хозяйство”.

В мероприятии, состоявшемся под руководством председателя комиссии – губернатора Алтайского края В.П. ТОМЕНКО, приняли участие вице-президент Российской академии наук И.М. ДОННИК, директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Р.В. НЕКРАСОВ, директор Департамента развития сельских территорий Минсельхоза России К.Л. ШЕВЕЛКИНА, директор Департамента образования, научно-технологической политики и рыбохозяйственного комплекса Минсельхоза России Н.А. ИВАНОВА, директор Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки России В.А. БАГИРОВ, а также другие представители заинтересованных органов государственной власти, руководители органов управления АПК большинства субъектов Российской Федерации.

При этом состоялось обсуждение вопросов “О ходе выполнения перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Госсовета РФ, состоявшегося 26 декабря 2019 года” и “О достижении углеродной нейтральности АПК в условиях климатических изменений”.

В.И. Кашин в рамках своего выступления выразил позицию профильного комитета ГД, а также фракции КПРФ по рассмотренным вопросам. При этом Владимир Иванович уделил особое внимание вопросам реализации поручений Президента в части развития законодательного регулирования развития АПК, надлежащего бюджетного обеспечения ключевых госпрограмм РФ в области развития сельского хозяйства, сельских территорий, вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Также В.И. Кашин обратился к членам комиссии занять более активную позицию и более эффективно использовать площадку Государственного Совета в решении тех вопросов, которые препятствуют развитию АПК, в том числе охране плодородия почв, развитию мелиоративного комплекса РФ, борьбе с диспаритетом цен и повышению рентабельности сельхозпроизводства.

В части вопросов достижения углеродной нейтральности АПК, В.И. Кашин отметил результаты законотворческой работы Комитета на направлении повышения экологической эффективности сельскохозяйственного производства, а также призвал уполномоченные органы государственной власти, научное сообщество в приоритетном порядке заняться созданием признаваемой на международном уровне методики учета выбросов и эмиссии парниковых газов. Такая методика должна учитывать все природно-климатические особенности России, в том числе вклад в борьбу с изменениями климата наших уникальных лесов, но при этом взвешенно подходить к оценке вклада сельского хозяйства в изменения климата с учетом задач увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, и особенно продукции животноводства.

Публикуем выступление В.И. Кашина на заседании Госсовета.

Уважаемые товарищи!

Напомню, что проект федерального бюджета на 2022–2024 годы с учетом предложенных к принятию поправок получается профицитным и в 2022 году (+1,328 трлн рублей), и в 2023 году (+300 млрд рублей). Исходя из этого снижение финансирования государственных программ, обеспечивающих развитие агропромышленного комплекса, сельских территорий, считаю недопустимым и прошу поддержать приложенные поправки.

Первый блок поправок касается увеличения финансирования основной государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Обращаю ваше внимание на то, что в 2019 году на эту программу из средств федерального бюджета было выделено 311 миллиардов рублей.

В представленном же Правительством проекте бюджета план на 2022 год составляет всего 285 млрд рублей. Поэтому, даже без учета инфляции, мы наблюдаем существенное снижение финансирования. И это при том, что за период реализации первого этапа программы (2013–2020 годы) ее финансирование суммарно оказалось на 285 млрд рублей ниже изначально запланированного.

В этой связи хочу обратить внимание депутатов Госдумы и представителей Правительства на то, что факторы, тормозящие динамику развития АПК, с каждым годом становятся все более существенными.

Первое – диспаритет цен.

Текущий год у нас прошел в борьбе с беспрецедентным ростом цен на минеральные удобрения. Напомню, в феврале мы эту тему активно поднимали, наш Комитет обратился к Председателю Правительства Российской Федерации, который дал соответствующие поручения курирующему АПК вице-премьеру и министрам. Затем мы рассматривали этот вопрос на Совете Государственной Думы, собирались дополнительно на площадке Правительства.

Результатом всех усилий стало лишь кратковременное сдерживание цен, которые в скором времени вновь пошли вверх. И это даже при том, что производителями минеральных удобрений было объявлено о добровольном их сдерживании. Таким образом, за 10 месяцев 2021 года цены на наиболее распространенные виды минеральных удобрений подорожали для наших сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2,1–3,1 раза.

А вот динамика цен на сельскохозяйственную продукцию совсем иная. Есть определённое повышение цен на пшеницу, на что постоянно нам указывает экономический блок Правительства. Но ведь пшеница – это не все сельское хозяйство. От затратного механизма в большей степени страдает животноводство, и это должны понимать все, кто норовит с крестьян снять пятую шкуру при малейшем росте цен на зерновые или масличные культуры.

На представленном слайде все показано очень наглядно. И в этом же мы можем увидеть причины сельской нищеты, почему зарплата в сельском хозяйстве в 2 раза ниже, чем средняя по экономике. Ведь если зарплату уравнять, то производство даже самых маржинальных сельхозкультур становится не рентабельным.

Второе – низкая энерговооруженность.

Те три трактора и два комбайна, которые у нас приходятся на 1000 гектаров пашни, не могут обеспечить соблюдение научно обоснованных сроков проведения сезонных полевых работ. По этой причине уже “на поле” мы теряем до 15% урожая!

Поэтому первый блок наших поправок увязан с решением именно этих вопросов. Мы предложили направить на дополнительное финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства 20 миллиардов рублей, чтобы вернуть ее финансовое обеспечение, хотя бы, на уровень 2019 года, и более активно решать кричащие вопросы.

Второй блок поправок относится к Госпрограмме эффективного вовлечения в оборот сельхозземель и развития мелиоративного комплекса.

В этом зале все четыре руководителя фракций, все депутаты ГД седьмого созыва единогласно поддержали нашу позицию о необходимости принятия данной госпрограммы. Затем состоялось заседание Госсовета РФ, участники которого также были единодушны в поддержке предложенного решения.

Эта госпрограмма была утверждена 14 мая 2021 года с объемом финансирования 754 млрд рублей до 2031 года. Но не прошло и полугода, как в проекте федерального бюджета эта сумма, пока что в трехлетней перспективе, сокращается на 25%!
Почему мы выступаем категорически против таких предложений?

Потому что этого требует необходимость восстановления почвенного плодородия, развития мелиоративного комплекса РФ, вовлечения в сельхозоборот почти 40 млн га заброшенных земель!

Вы можете видеть, насколько сложная ситуация у нас сложилась с обеспечением минерального баланса, восполнением органического вещества в почвах, противостоянием деградационным процессам.

Опустынивание земель – один из наиболее сложных вызовов, который определяет не только состояние продовольственной безопасности РФ, но также состояние безопасности экологической, так как влияет на эмиссию парниковых газов.

Для борьбы с опустыниванием мы приняли целый блок законодательных актов, в том числе по развитию агролесомелиорации, производству продукции с улучшенными характеристиками, повышению эффективности химической мелиорации и укрепления почвенного плодородия, и т.д. Но без эффективного применения механизмов стратегического планирования, реализуемых через рассматриваемую госпрограмму, существенных результатов добиться не получится.

Состояние нашего мелиоративного комплекса характеризуется тем, что от 13,6 млн га мелиорируемых земель в России осталось 9,5 млн га. При этом из оставшихся орошаемыми 4,68 млн га земель фактически орошается в два раза меньше.

Последствия сложившейся ситуации ярко высвечивает динамика урожайности в наших засушливых регионах. В Поволжье лишь в благоприятные по количеству осадков годы мы видим урожайность близкую к нормативной. К примеру, в Республике Татарстан, урожайность зерновых с 33,5 ц/га в 2020 году сегодня рухнула до 16 ц/га!

Именно рассматриваемая госпрограмма с 2022 года будет решать все эти вопросы. Поэтому мы в своих поправках просим восстановить ее финансирование до утвержденных паспортом значений.

Третий блок поправок предусматривает увеличение финансирования Госпрограммы “Комплексное развитие сельских территорий”.

Данная программа была поддержана Советом законодателей, Госсоветом, Президентом РФ и утверждена Правительством с объемом финансирования 2,3 триллиона рублей. Но затем, спустя всего полгода, ее финансирование урезали до 1,45 млрд рублей, а еще через год – до 1,25! И это при том, что Президент РФ по итогам заседания Госсовета РФ, состоявшегося 26 декабря 2019 года, поручил восстановить финансирование этой госпрограммы до уровня исходного паспорта.

Уважаемые товарищи! Обратите внимание на то, в каких условиях вынуждено существовать наше сельское население.


Уничтожено 13 тысяч ФАПов, 5 тысяч больниц. Посмотрите на коэффициент смертности и рождаемости, количество малоимущих сельских жителей, и так далее. Это все выливается в очень опасную демографическую ситуацию!

И при этом во внесенном Правительством проекте бюджета мы видим продолжение урезания расходов на эту важнейшую госпрограмму, целями которой поставлено сохранение сельского населения, ликвидация сельской бедности, жилищное строительство, развитие инженерной и социальной инфраструктуры сельских территорий. Вместо 193 млрд рублей на 2022 год предложено выделить всего 36, плюс принятыми сегодня поправками 4 млрд рублей, итого 40 млрд. рублей. На 153 млрд рублей меньше! Аналогично на 2023 и 2024 годы.

Взгляните не то, что было сделано по рассматриваемой госпрограмме в 2020 году при финансировании в 36 млрд рублей.

Это 41 объект в сфере здравоохранения, 77 объектов в сфере образования, 64 объекта в сфере культуры, 53спортивных объекта, 120 коммунальных объектов. Результат, конечно, виден, но это абсолютно не укладывается в ту реальную программу, которая должна была обеспечить второе дыхание развитию нашей деревни. Если бы экономический блок правительства не поскупился, то в текущем году удалось сделать в 5 раз больше! Именно таких темпов ждут от нас крестьяне, чтобы не вопреки тяготам сельской жизни добиваться рекордов по многим направлениям, а чувствовать на себе заботу государства.

Именно поэтому поправками мы предлагаем направить дополнительные средства на решение наиболее кричащих вопросов развития сельских территорий.

Далее – о поправках, которые касаются дополнительного финансирования нашей гидрометеорологической службы.

Какие серьезные задачи стоят перед Росгидрометом мы все хорошо знаем. Это, в том числе, обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, обеспечение потребностей государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о загрязнении окружающей среды, обеспечение геополитических интересов Российской Федерации в Арктике и Антарктике.

Масштабы сети мониторинга показаны на слайде, но заработная плата работников на местах, в отделах, на гидрометеорологических станциях, на гидропостах, сегодня не превышает прожиточный минимум! По этой причину служба теряет ценнейшие кадры, обеспечивающие получение важнейших первичных данных.

Поэтому мы просим поддержать наши поправки, и выделить в федеральном бюджете дополнительные средства на увеличение заработной платы указанным категориям работников службы.

И в заключение, уважаемые товарищи, я считаю важным отметить следующее.

Предлагая обеспечить финансирование названных выше госпрограмм РФ в соответствии с утвержденными паспортами, мы слышим в ответ от Министерства финансов, что, по их мнению, на сельское хозяйство с каждым годом выделяется все больше и больше средств федерального бюджета. И начинают складывать между собой все три госпрограммы, выводя сумму более 350 млрд рублей.

Но мы с таким аргументом и подходом к государственному управлению согласиться не можем! Это очень уж напоминает анекдот: “На одной яблоне висит два яблока, на другой – три, и на каждой из них сидит по пять грачей. Вопрос - сколько всего яблок?”. Вот, по используемой Минфином методике, получится десять яблок! Этой же позиции, к сожалению, придерживается и бюджетный комитет Госдумы.

Каждая из госпрограмм решает абсолютно самостоятельные вопросы, и складывать их “в одну корзину” в корне неправильно. Ведь не предлагают же к госпрограмме развития промышленности приплюсовать программы строительства, энергетики, транспорта, и т. д., а с сельским хозяйством, социально-экономическим развитием сельских территорий и вовлечением в оборот земель предлагают поступить именно так.

Более того, мы настаиваем лишь на том, чтобы Правительство РФ придерживалось своих же решений. Ведь именно Правительство в итоге своим постановлением утвердило необходимость выделения 2,3 трлн. рублей на обеспечение выполнения всего задуманного комплекса мероприятий по развитию сельских территорий. Без согласия Минфина и Минэка такое решение не могло состояться. Участвуя в процессе согласования проекта программы, мы согласились с тем, что итоговая редакция госпрограммы в достаточной степени сбалансирована. Но теперь кабмин дает задний ход.

По госпрограмме эффективного вовлечения в оборот сельхозземель и развития мелиорации РФ ситуация точно такая же. На первых этапах проектирования задумывалось направить на нее 1,4 трлн. рублей, а утверждена Правительством она была уже на уровне 754 млрд рублей. Мы с этим согласились, полагая, что смогли найти консенсус. Но и здесь, несмотря ни на что, начали экономить.

Уважаемые товарищи, мы выступаем за то, чтобы средства на развитие сельского хозяйства, сельских территорий, восстановление посевного клина выделялись в полном соответствии с принятыми решениями, а главное, в соответствии с принципом сбалансированности целей и ресурсов.

И по поводу того, что говорит Минфин – якобы в рамках отраслевых госпрограмм на развитие сельских территорий выделяется 214 млрд рублей. Но ни эффективного распределения этих средств, ни результатов, достигнутых при их расходовании, мы не видим, как не видит этого и наш штаб в лице Министерства сельского хозяйства. Об этом мы не первый год говорим на заседаниях Комитета по бюджету и пленарных заседаниях ГД.

Если уж затрагивают тему межведомственной кооперации в интересах развития сельских территорий, то я напомню, что у нас 28 государственных программ решают важнейшие вопросы социально-экономического развития страны.

Через эти программы расходуется 10,5 триллиона рублей в год. При этом у нас 37 миллионов сельских жителей – ровно четверть населения России. Тогда получается, что, по справедливости, 2,6 триллиона рублей должно идти на развитие наших сел?!

Поэтому мы нашими программами предложили самый взвешенный и сбалансированный подход к решению стоящих перед государством задач. Прошу их поддержать наши поправки. Они позволят решить многие наболевшие проблемы.

Понимаю, что сегодня нам не удастся пробить забронзовевшие души министров экономического блока Правительства, но мы не опустим руки и продолжим нашу борьбу за развитие агропромышленного комплекса, наших полей и ферм, а также программу комплексного развития сельских территорий.
6 декабря 2021
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях