Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Бюджет развития АПК
Из выступления Председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, В.И. Кашина, на парламентских слушаниях на тему "Совершенствование бюджетной поддержки АПК: федеральный и региональный аспекты", которые состоялись 26 марта 2018 года. Главная цель слушаний, по мнению Владимира Ивановича, формирование перспективной повестки работы Госдумы, а также нового состава Правительства РФ. И сегодня будет очень уместно напомнить о тех острых проблемах, которые озвучивались на слушаниях и препятствуют развитию отрасли.
Уважаемые товарищи!

Бюджетная поддержка сельхозпроизводства в текущих экономических условиях является ключевым условием развития отрасли. При этом устойчивое развитие сельского хозяйства возможно лишь при сбалансированном подходе к осуществлению мер такой поддержки. Но такой баланс сегодня, к сожалению, отсутствует, как в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года, так и в рамках других госпрограмм в части их реализации на сельских территориях. И на этом считаю необходимым сегодня заострить особое внимание.
Начнем с Госпрограммы "Развитие здравоохранения". Если смотреть на 2018 год, то объем ее финансирования из средств федерального бюджета запланирован на уровне 311 млрд. рублей. Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации направит на реализацию программы 1602 млрд. руб.

Что же из этого пойдет на сельскую медицину? Ни кто на этот вопрос четко ответить не сможет, ведь какие-либо целевые индикаторы, позволяющие оценить эффективность реализации, как предыдущей, так и текущей редакции Госпрограммы на сельских территориях, просто-напросто отсутствуют, как отсутствует и соответствующее им плановое финансирование. Мы можем это проследить по отчету о результатах ее реализации в 2016 году.

Основной индикатор "Смертность от всех причин (в расчете на 1000 населения)", плановое значение которого на 2016 год было установлено на уровне 12,9, и "выполнено" на 100%! Но как же сельские территории, где смертность от всех причин в 2016 году составила 14,2 чел. на 1000 населения?

Смотрим дальше – индикатор "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении". Плановое значение на 2016 год – 71,9 года, фактическое – 71,87 года. Правительство рапортует о выполнении показателя на 99,9%.

А каким данный показатель был в 2016 году на сельских территориях? Ожидаемая продолжительность жизни на селе оказалась почти ни 1,5 года меньше – 70,5 года, но в Государственной программе по здравоохранению об этом нет ни слова!

Как нет ни слова и о том, что делать с сокращением больничных учреждений в сельской местности, которых за период с 1995 года стало на 4,5 тысячи меньше, что делать с сокращением числа фельдшерско-акушерских пунктов, которых за тот же период стало меньше на 13 тыс. единиц, как остановить сокращение количества станций скорой медицинской помощи, которых на селе стало меньше на 657 единиц.

Медицина для сельских жителей с каждым годом становится все менее доступной в прямом смысле этого слова – для того, чтобы добраться до ФАПа, сельскому жителю приходится в среднем преодолеть расстояние в 15 км., а до больницы придется ехать 85 км.! При этом мощность таких медицинских учреждений остается на низком уровне, а сельские доктора уже давно стали дефицитом.

Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию поставил задачу: "К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран "80 плюс", где продолжительность жизни превышает 80 лет". Неужели на сельских жителей это не распространяется? Текущими темпами, увеличивая показатель ожидаемой продолжительности жизни в сельской местности на 2 года за 5 лет, к "80 плюс" придется идти более четверти века!

Далее – Государственная программа развития образования, на которую в текущем году расходы федерального бюджета составят 502,4 млрд. рублей, а консолидированного бюджета регионов – 2885,6 млрд. рублей. И опять нет гарантий, что хоть сколь-нибудь существенная сумма из названных 3,3 трлн. рублей пойдет на сельские школы, детские сады, дополнительное образование и развитие талантливой сельской молодежи.

Подтверждение этому мы можем найти в целевом показателе "Доступность дошкольного образования". Правительство Российской Федерации на 2016 году установило его плановое значения на уровне 100%, и отчиталось в его фактическом выполнении на 98,94%.

Но, уважаемые товарищи, как в это можно поверить, если у нас в 42 регионах доступ к детским садам не имеют 50% детей, проживающих в сельской местности, а в 6 из этих регионов не имеют возможность посещать детский сад 70% детей, проживающих в селах и деревнях?

При этом можно с уверенностью говорить о том, что рассматриваемая государственная программа ситуацию в образовании на сельских территориях никак не поправила. Более того, к 2016 году на селе осталось всего 25 тыс. общеобразовательных учреждений и 14 тыс. детских садов. А это соответственно в 2 и 3 раза меньше, чем было в 1990 году.

Аналогичный результат мы получим, если взглянем на Государственную программу "Социальная поддержка граждан", финансирование которой в 2018 году из средств федерального бюджета составит 1327,8 млрд. рублей, а вместе с бюджетами государственных внебюджетных фондов – все 2 трлн. рублей. Одним из ключевых ее целевых показателей является "Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения". Правительство ставило цель на 2016 год довести данный показатель до 10%, а отчиталось в фактическом показателе 13,5%. На сельских же территориях к малоимущему населению в 2016 году было отнесено 19,5% жителей!

Продолжать можно очень долго, включив в список госпрограмм, упускающих из поля зрения интересы сельских жителей, такие, как "Доступная среда", "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", "Содействие занятости населения", "Развитие культуры и туризма", и т.д. Всего 20 Государственных программ, на реализацию которых из федерального бюджета в 2018 году будет выделено 7640 млрд. рублей, напрямую затрагивают интересы жителей сельских территорий, но фактически не уделяют им какого-либо внимания.

Уважаемые товарищи! Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию уделил особое внимание пространственному развитию России, в том числе развитию городов и других населенных пунктов, сделав упор на то, что "Крупные города должны служить опорой для сбалансированного, гармоничного пространственного развития всей России". Но добиться этого не получится, сохраняя на практике примеры подобные изложенным выше.

Учет интересов сельских жителей – четверти населения Российской Федерации, а также приоритет развития сельских территорий должны быть включены в число основополагающих принципов стратегического планирования. Этот шаг позволит в каждую государственную программу гармонично вписать целевые показатели по сельским территориям, перераспределить финансирование из федерального и региональных бюджетов в соответствии с реальными потребностями сельского населения.

Тогда Программа устойчивого развития сельских территорий, на реализацию которой сегодня выделяются ничтожные 16–17 миллиардов рублей, будет существенно укреплена. Тогда русское село, кубанская станица, кавказский аул, сибирский хутор станут действительно развиваться в экономическом и социальном аспекте, станут местом комфортного проживания и осуществления конституционных прав и обязанностей, как то – права на труд, отдых, достойную заработную плату, бесплатную медицинскую помощь и образование, равно как обязанностей сохранять историческое и культурное наследие, окружающую среду.

Почему мы сегодня уделяем этому особое внимание? Потому что без вложения в человеческий капитал невозможно развивать ни одну отрасль, это основа любого производства.

Все эти вопросы мы жестко ставили на соответствующих парламентских слушаниях в большом зале Государственной Думы 7 декабря 2017 года. Заседание состоялось под председательством Председателя Государственной Думы В.В. Володина, при участии руководителей ключевых министерств и ведомств, представителей абсолютного большинства регионов. Изложенный выше механизм вывода сельских территорий на опережающие темпы развития был безоговорочно поддержан.

Итоговые рекомендации мы направили Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, руководителям всех регионов. В развитие принятых решений Комитет направил в министерства, ответственным исполнителям по названным государственным программам соответствующие запросы. (Надеемся, что Владимир Иванович расскажет читателям газеты об ответах на эти запросы и последовательно продолжит отстаивать интересы сельчан и в этих госпрограммах. Ведь сегодня Госдума получила право проводить парламентские расследования в случае необходимости. – Ред.)

Наша позиция справедлива и эффективна, и мы будем жестко отстаивать ее, в том числе, в рамках предстоящих встреч с Председателем Правительства и Президентом.

Далее – что касается непосредственно Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года.

Никто не сможет оспорить факт, что Государственная программа существенно недофинансируется! По сравнению с исходными паспортными значениями она недосчитывает уже 500 млрд. рублей!

Уважаемые товарищи! Безусловно, просто вливая деньги в Государственную программу эффективно решить указанные проблемы не получится. Важно уделить самое пристальное внимание сбалансированности государственной поддержки. Тем более, что негативный опыт в этой части у нас тоже есть, достаточно посмотреть на структуру распределения субсидий между сельскохозяйственными товаропроизводителями в 2016 году, когда 41% (70,8 млрд. руб.) господдержки было сконцентрировано в руках 1,2% сельскохозяйственных товаропроизводителей, а 14,1% хозяйств не получили государственной поддержки вовсе.

В этой связи мы считаем обязательной мерой двукратное увеличение расходов федерального бюджета на наиболее эффективные и прозрачные механизмы субсидирования – на погектарную поддержку и поддержку на литр молока. Субсидии на оказание несвязанной поддержки в растениеводстве должны составлять не менее 25 млрд. рублей ежегодно, равно как и поддержка на 1 кг молока.

При этом такую поддержку должны получать все без исключения регионы, в том числе и Краснодарский край, который, не смотря на благоприятную географию, тоже имеет множество проблем с мелиорацией, качеством почв. А Дальний Восток, наши северные регионы должны получать поддержку с учетом повышающих коэффициентов.

Нельзя забыть и о льготном кредитовании, и об инвестиционных кредитах, и, конечно, о единой субсидии, раскрывающей возможности регионов более эффективно развивать сельскохозяйственное производство. Все эти формы поддержки так же должны быть увеличены, в том числе, в интересах малых форм хозяйствования, получающих сегодня недопустимо малую часть от выделяемых средств.

Важно также обратить внимание на необходимость корректировки системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Свершившейся возврат к взиманию налога на движимое имущество с предоставлением субъектам Российской Федерации права предоставления по нему льгот горячо обсуждается отраслевыми союзами, и в первую очередь фермерами. Ведь под этот налог попадает не только оборудование, но также крупный рогатый скот. О положении дел в скотоводстве выше уже было сказано и увеличение налоговой нагрузки явится фактором резко отрицательным, недаром в бизнес-сообществе налог на движимое имущество назвали "налогом на модернизацию". Очевидно, что в Налоговый кодекс должны быть внесены изменения, освобождающие сельскохозяйственных товаропроизводителей от этого налога по всей России.

Не меньше вопросов возникает к налогу на добавленную стоимость и, в частности, отсутствию возможности принятия к вычету сумм такого налога по товарам, оплаченным за счет субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям. Также скоро нам придется вернуться к вопросу признания сельхозтоваропроизводителей – плательщиков ЕСХН также плательщиками НДС, решение по которому отложено до конца текущего года.

Далее, ключевым шагом к обеспечению доходности сельхозпроизводства является совершенствование механизмов ценообразования на рынке продовольствия в интересах справедливого распределения прибыли от реализации продовольственных товаров.

Мы уже неоднократно вносили в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в о торговой деятельности, который бы обуздал аппетиты посреднического звена в стремлении поживиться на крестьянском труде. Но, к сожалению, для его принятия в предложенной редакции, видимо, у многих еще не хватает политической воли.

Не в меньшей степени рентабельность всего сельхозпроизводства определяет ситуация на рынке сырья и сельскохозяйственной продукции.

Ни для кого не секрет, что с 2015 года цены на пшеницу и продовольственную рожь снизились на 38–39%, а фуражный ячмень упал в цене на 53%. Механизм государственных интервенций вопреки ожиданиям многих участников рынка так и не был задействован, а вместо него была сделана ставка на наращивание экспорта. По итогам мониторинга цен за последний период мы можем сделать вывод о том, что принятое решение решительным образом ситуацию не изменило. Цена тонны пшеницы третьего класса в среднем по России подросла до 9 тыс. рублей. Но в Западной Сибири она все еще находятся на уровне 6,9 тыс. руб. за тонну, в Восточной Сибири – 7 тыс. рублей за тонну, в Поволжье – 8,3 тыс. рублей за тонну.

Столь слабая корректировка цен определила провальный финансовый результат деятельности организаций. По данным Росстата в 2017 году прибыль сельхозорганизаций по сравнению с 2016 годом снизилась на 22,3%, а убытки увеличились на 52,3%.

При этом показательно, что на фоне столь резкого падения цен на сырье, потребительские цены на хлеб и другие продовольственные товары продолжали расти. Хлеб вырос в цене на 4% (2016 год к 2017 году)!

Аналогично обстоят дела с продукцией животноводства. Так, цена производителя сырого молока сегодня составляет 22 рубля, но на прилавке оно в пакете продается уже по 80 рублей. По мясу точно такая же ситуация.

Уважаемые товарищи!

Мы собрались сегодня в этом зале для того, чтобы предоставить возможность всем заинтересованным лицам принять участие в формировании перспективной повестки работы Государственной Думы, а также нового состава Правительства Российской Федерации. Государственная поддержка сельского хозяйства должна отвечать реальным потребностям отрасли, и чем тверже мы будем на этом стоять, тем быстрее это поймут на всех уровнях государственного управления.

Действуя единым фронтом мы обязательно добьемся успеха!
14 мая 2018