Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Дмитрий Патрушев на «правительственном часе»
19 сентября в Госдуме прошел "правительственный час" с участием министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева. Вместе с ним в правительственной ложе были первый замминистра Д. Хатуов, заместители министра Иван Лебедев и Елена Фастова.
19 сентября в Госдуме прошел "правительственный час" с участием министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева. Вместе с ним в правительственной ложе были первый замминистра Д. Хатуов, заместители министра Иван Лебедев и Елена Фастова. Заседание прошло в очень доброжелательной атмосфере. Публикуем стенограмму заседания, составленную по прямой трансляции.
В.В. Володин: Коллеги, переходим к рассмотрению вопросов нашей повестки. 2-й вопрос рассматривается в рамках "правительственного часа". "О реализации федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы. О ходе проведения осенних полевых работ в Российской Федерации в 2018 году".

У нас с информацией выступит Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Николаевич Патрушев. Дмитрий Николаевич впервые выступает в Госдуме, вместе со своими заместителями сегодня пришел для того, чтобы нас проинформировать по важнейшим вопросам развития сельского хозяйства. Насколько знаю, предшествовало нашей встрече его общение со всеми фракциями, с депутатами членами Комитета по аграрным вопросам, поэтому многие уже знакомы с ситуацией. Но сегодня в рамках именно нашего регламента, "правительственного часа" такое выступление Дмитрий Николаевич сделает.

Пожалуйста, Дмитрий Николаевич.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые коллеги! Я, как абсолютно правильно сказал Вячеслав Викторович, сегодня впервые участвую в работе Госдумы в качестве министра сельского хозяйства и очень надеюсь на вашу поддержку. Благодарю вас за приглашение обсудить состояние и перспективы нашего аграрного сектора в рамках "правительственного часа".

Я уверен, что наша совместная работа будет способствовать дальнейшему развитию отрасли в свете тех новых целей и задач, которые поставлены Президентом Российской Федерации в майском указе.

Бюджетная поддержка, полученная аграриями в последние годы, за которую мы и очень серьезно благодарны правительству нашей страны и, конечно же, вам, уважаемые депутаты, позволит и в этом году получить в целом очень достойные результаты по основным отраслям: по растениеводству и животноводству, обеспечить доходность и достаточность производства сельхозпродукции, поддержать ее экспортный потенциал. Существующее отставание нашей страны в уровне развития нашей технологической базы отнесено Доктриной продовольственной безопасности РФ к числу наиболее значимых рисков в сфере продовольственной безопасности.

При этом наиболее прогрессивные отечественные технологии не находят применения в аграрном секторе. Отвечать на эти вызовы призвана Федеральная научно-техническая программа.

Реализация программы позволит обеспечить семенами отечественной селекции. В настоящее время на российском рынке доля импорта семенного картофеля составляет 80 процентов. Это объясняется низкой конкурентоспособностью отечественных сортов, а также отсутствием современной инфраструктуры и материально-технической базы организаций, занимающихся селекцией и семеноводством картофеля. Доля семян гибридов сахарной свеклы иностранной селекции на российском рынке составляет 98 процентов. Селекционно-генетический материал бройлерного птицеводства России полностью импортируется. Аналогичная ситуация сложилась по целому ряду других видов продукции, сырья и продовольствия.

5 мая 2018 года Правительство РФ утвердило первую подпрограмму по развитию селекции и семеноводства картофеля в России. Совместно с нашими коллегами из Минобрнауки мы подготовили ряд вспомогательных нормативных правовых актов, которые позволят формировать и отбирать комплексные проекты в рамках этой подпрограммы.

В августе текущего года Минсельхоз объявило отбор проектов.

До конца октября мы планируем определить первые комплексные проекты, которые могут получить поддержку уже в этом, 2018 году. В результате реализации данной подпрограммы должно быть создано не менее 12 новых сортов картофеля, разработано и зарегистрировано 10 биологических средств защиты картофеля. В итоге доля российских сортов на рынке должна составить не менее 25 процентов.

Вторая подпрограмма – это развитие селекции семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации, предусматривает создание не менее 8 отечественных гибридов. Доля семян гибридов сахарной свеклы отечественной селекции должна составить не менее 20 процентов к 2025 году.

Третья подпрограмма ФНТП – это создание отечественных конкурентоспособных кроссов кур бройлерного типа. К сожалению, научной базой по этому направлению являются всего два государственных учреждения, держателя единственного отечественного кросса мясных кур бройлерного типа. Реализовать имеющийся научный потенциал планируется в рамках механизма государственно-частного партнерства, который Минсельхоз России проработал в данной подпрограмме и впервые планирует применить в рамках федеральной научно-технической программы.

Реализация проектов в рамках программы не будет бумажной. Положительные результаты отрасль должна ощутить в виде реального наращивания объемов производства.

Уважаемые депутаты, несколько слов по теме сезонных полевых работ. Хотелось бы отметить, что из-за неблагоприятных погодных условий сроки сена в ряде регионов сдвинулись на две-три недели. Это, конечно, повлияло на объемы урожая и сроки уборки, тем не менее аграрии качественно провели посевные работы. Общая посевная площадь составила более 79 миллионов гектаров, в том числе яровыми засеяно 52,5 миллиона гектаров. В результате погодных аномалий режим чрезвычайной ситуации на сегодняшний день введен в 23 регионах. Минсельхоз России ведет постоянный мониторинг чрезвычайных ситуаций на всей территории России. Пока экспертная оценка проведена только по 18 регионам и сумма ущерба, причиненного аграриям, на сегодняшний день составила по этим 18 регионам 5 миллиардов 850 миллионов рублей. По результатам экспертной оценки всех пострадавших субъектов будет получена конечная сумма, которая покажет полный объем ущерба. Далее Правительство РФ проведет работу по его компенсации.

Важно отметить, что в период проведения весенних полевых работ многие регионы столкнулись с ростом цен на горюче-смазочные материалы. Чтобы возместить аграриям дополнительные затраты, Правительство РФ пошло на беспрецедентные меры поддержки – выделило из резервного фонда 5 миллиардов рублей. Я хочу поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за оперативное рассмотрение данного вопроса и согласование постановления о выделении средств в рамках трехсторонней комиссии.

Далее, коллеги. Под всю посевную площадь внесено 2,5 миллиона тонн в действующем веществе минеральных удобрений. Это практически на уровне прошлого года, несмотря на повышение цен. Учитывая финансовую нагрузку на аграриев, Минсельхоз России совместно с Минпромторгом России договорились с производителями минеральных удобрений о фиксации цен в период осенних полевых работ. Также проведен комплекс мер необходимых защитных мероприятий. Важным фактором конкурентоспособности является качество продукции. С этой целью оказывается поддержка элитного семеноводства. Площадь, засеянная элитными семенами под урожай 2018 года, составила чуть менее 6 миллионов гектаров.

Хочу отметить, что посев произведен качественными семенами преимущественно отечественной селекции. Это видимый результат действующей госпрограммы АПК.

Уважаемые депутаты! Важно отметить, что наши аграрии четко чувствуют конъюнктуру рынка, и в текущем году предприятия сумели переформатировать производство и сделать упор на высокомаржинальные масличные культуры, такие, как соя и рапс, площади под которыми увеличены на 1,3 миллиона гектаров и впервые в истории России составили порядка 14 миллионов гектаров. Важно и то, что эти культуры оказывают положительное влияние на почву. Подчеркну, в этом году достигнут историческим максимум по размерам посевных площадей под подсолнечником, это выше 8 миллионов гектаров, по сое – почти З миллиона гектаров, и льну масличному – 700 тысяч гектаров. Сохранились на уровне прошлогодних площади технических культур – сахарной свеклы и льна-долгунца. Произведя такой задел на будущий урожай, аграрии предприняли все меры, чтобы уборка прошла на высоком уровне и в оптимальные сроки. Уже к началу уборочных работ в регионах было приобретено более 2 миллионов тонн дизельного топлива, почти 353 тысячи тонн автобензина, что превышает объемы прошлого года на 3,5 процента и 4,5 процента соответственно.

К началу уборки вся сельхоэтехника была также готова. На сегодняшний день уже обмолочено более 73 процентов площадей зерновых и зернобобовых культур. Намолочено свыше 91 миллиона тонн зерна. В ряде субъектов Южного федерального округа уборка зерновых и зернобобовых завершена. В целом по стране планируем собрать 105 миллионов тонн зерна, что на уровне показателя госпрограммы и несколько выше, чем в среднем за последние десять лет.

Отмечу, что средний показатель за десятилетие составляет 99 миллионов тонн. Соответственно, 105 миллионов тонн – это достойный урожай, который позволит гарантировать аграриям хорошие цены, чему также будут способствовать реализуемые Правительством России комплексные меры по стабилизации цены на зерно. Это компенсация железнодорожных тарифов, а также классический механизм интервенции, который используется точечно.

Далее. Уборка масличных идет опережающими темпами. Убранные площади основных культур в полтора раза превышают прошлогодние. Это позволяет прогнозировать валовой сбор масличных в этом году на уровне 16 миллионов тонн, а также увеличение производства растительного масла и других продуктов переработки масла семян.

Хорошими темпами идет уборка льна-долгунца, с опережением идет уборка картофеля и овощей. В 2018 году мы поставили себе высокую планку, произвести 1 миллион тонн овощей закрытого грунта. Уважаемые депутаты, коротко о других видах осенних полевых работ. С начала реализации госпрограммы в 2013 году заложено около 62 тысяч гектаров новых садов и питомников. До 2025 года планируется заложить еще более 90 тысяч гектаров.

В 2018 году план закладки составляет 15 тысяч гектаров, в том числе осенью будет заложено 8 тысяч гектаров. Сохраняя существующие темпы закладки, мы уже в ближайшие годы сможем заместить импорт плодов и ягод отечественной продукцией.

В активную фазу выходит сев озимых культур. Из планируемых 17,2 миллиона гектаров уже посеяна почти половина площадей. Под озимый сев подготовлено 3,6 миллиона тонн семян, что практически полностью удовлетворяет нашу потребность. Необходимо отметить, что в последние три года серьезно выросли объемы финансирования действующих механизмов поддержки приобретения техники.

В 2018 году с помощью господдержки планируется приобрести порядка 18 тысяч единиц сельхозтехники, на 3,4 процента больше, чем в 2017 году. Основная задача на ближайшее время – компенсировать выбытие старой техники за счет увеличения темпов приобретения новых сельхозмашин. Благодаря в том числе инициативе депутатов Госдумы для увеличения темпов обновления парка сельхозтехники аграриям возвращена скидка от 25 до 30 процентов, тогда как ранее действовала скидка 15–20 процентов.

Уважаемые депутаты, Президент РФ Владимир Владимирович Путин на Восточном экономическом форуме напомнил о том, как важно задействовать неиспользуемые земли сельхозназначения Мы совместно с вами ведем активную работу по совершенствованию земельного законодательства. Так, например, Госдумой приняты поправки, которые позволили усовершенствовать процедуру изъятия земель, и мы очень надеемся, что это только начало пути. В ближайшее время без дорогостоящих мелиоративных работ мы сможем вернуть в оборот до 10 миллионов гектаров сельхозземель, в том числе уже в этом году порядка 1 миллиона гектаров неиспользуемой пашни.

Важным резервом для увеличения производства и производительности является развитие мелиорации. На решение этой задачи в 2018 году предусмотрено 11,4 миллиарда рублей. Это позволит ввести в эксплуатацию более 95 тысяч гектаров мелиорируемых земель. Гарантом дальнейшего развития АПК и его рентабельности остается господдержка, особенно если она приходит вовремя. На сегодняшний день Минсельхоз РФ заключило все соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов субъектам. В регионы перечислены субсидии на общую сумму 96,2 миллиарда рублей. По состоянию на 18 сентября доведены до сельхоэтоваропроизводителей почти 74,3 миллиарда рублей, это больше 77 процентов, что на 10 процентов больше, чем на аналогичную дату 2017 года.

Большое внимание мы также уделяем поддержке инвестиционной активности. На один рубль господдержки в 2018 году приходится почти восемь рублей инвестиций, что на 13 процентов больше, чем в прошлом году. На субсидирование процентных ставок по инвесткредитам и займам доведено 21,3 миллиарда рублей, это почти 100 процентов.

Уважаемые депутаты, кредитование сезонных полевых работ – еще один успешный механизм своевременного... обеспечивающий аграриев оборотными средствами.

На сегодняшний день предприятиям и организациям АПК на эти работы выдано около 285 миллиардов рублей кредита, что на 24 процента выше уровня прошлого года.

Свою эффективность показала и введенная в 2017 году единая региональная субсидия, в которой мы консолидировали ряд мер поддержки. В 2018 году на нее предусмотрено 39 миллиардов рублей. Механизм льготного кредитования, действующий с 2017 года, оказался очень востребованным. В 2018 году на его реализацию в федеральном бюджете предусмотрено 55 миллиардов рублей, в том числе на льготные краткосрочные кредиты – 23 миллиарда рублей и на льготные инвестиционные кредиты – 32 миллиарда рублей.

Важной мерой господдержки, направленной на стимулирование инвестиций является возмещение части затрат на строительство и модернизацию объектов АПК. По данному направлению из Резервного фонда Правительства России были выделены ассигнования в размере 7,1 миллиарда рублей. С учетом этого Минсельхоз России предложил расширить перечень субсидируемых объектов, включив льноперерабатывающие предприятия, на которые предусмотрена компенсация до 30 процентов. Эта мера даст толчок возрождению отрасли льноводства и первичной переработки льна.

Теперь о животноводстве. За 8 месяцев текущего года производство скота и птицы на убой выросло на 4 процента, до 9 миллионов тонн, а производство молока на 1,3 процента. Господдержка и высокие темпы заготовки кормов позволяют быть уверенными в дальнейшем динамичном развитии отрасли. С 16 июля 2018 года вступили в силу изменения в технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", которые ужесточили требования к маркировке. Принятые меры, а также работа в системе "Меркурий" позволят нам повысить качество и безопасность молочной продукции, что будет способствовать росту производства молока в России и доступным закупочным ценам. Доля отечественного молока в общем объеме ресурсов в текущем году достигнет 83 процентов. Рассчитываем, что дальнейшая работа в этом направлении позволит выйти на показатели доктрины продовольственной безопасности по молоку в ближайшие шесть лет.

По другим показателям доктрины, таким, как зерно, сахар, растительное масло, свинина, мясо птицы, картофель российские производители не только в полной мере обеспечивают потребности населения, но и активно поставляют свою продукцию на внешние рынки.

Далее о проблеме, которая требует особого внимания, о сельхозстраховании. По состоянию на 13 сентября 2018 года в страховании урожая с господдержкой приняли участие 15 субъектов, застрахованная площадь составила 556 тысяч гектар, что немного больше уровня прошлого года. Конечно, мы прекрасно с вами понимаем, что этого недостаточно. Планируем плотно заниматься этим вопросом, разъяснять, убеждать селян в пользу страхования посевов, тем более, что возмещение в случае наступления ЧС для застрахованных площадей это совсем другие суммы. За решением глобальных задач мы не забываем о тружениках села, о тех, кто своими руками обеспечивает столь высокие производственные показатели. Повышать условия жизни на селе призвана подпрограмма устойчивого развития сельских территорий. В прошлом году на ее реализацию было направлено лишь 15 миллиардов рублей, в текущем году на эти цели предусмотрено почти 17 миллиардов рублей.

Нам важно сохранить село, его уникальность, ведь для многих регионов сельский образ жизни, сельский уклад в наш высокоскоростной и технологичный век не имеет альтернативы, поэтому, на наш взгляд, финансирование села должно быть увеличено на государственном уровне и здесь очень надеемся на ваше содействие в этом вопросе. В заключение хотелось бы поблагодарить депутатский корпус за поддержку аграриев. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Николаевич. Давайте поблагодарим министра. (Аплодисменты.) Отдать должное и это хороший пример, когда прежде, чем выступать в рамках "правительственного часа", министр вместе со своими заместителями встречается с фракциями, встречается с комитетом, это снимает многие вопросы и позволяет депутатам больше узнать проблем, которые волнуют министерство, учитывая, что те задачи, которые стоят перед министерством, мы с вами более эффективно можем решать только сообща. Слово для выступления предоставляется аудитору Счетной палаты РФ Бато-Жаргалу Жамбалнимбуеву.

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты! Уважаемый министр!

Для достижения целей национального развития, которые были определены майским указом президента, безусловно, требуется более системная и качественная работа министерства, других органов исполнительной власти и участников рынка, и мы в своих проверках видим достаточно высокую степень мобилизации министерства, органов власти и сельхозтоваропроизводителей. О том, что в этом направлении делается и предстоит сделать, министр сказал, и, конечно, хочется Дмитрию Николаевичу и его команде пожелать удачи.

Госпрограмма "Развитие сельского хозяйства" как основной инструмент реализации государственной политики в АПК, как вы знаете, существенно корректировалась при консолидации мер господдержки в 2017 году и внедрении механизма проектного управления в 2018 году. Пересматривались состав и значение показателей, и в 2018 году их почти втрое стало меньше, чем было в 2017 году.

Мы видим, что непросто, но идет адаптация к новым механизмам, прежде всего, получателей мер господдержки. Позвольте остановиться на некоторых, на наш взгляд, наиболее важных результатах реализации госпрограммы в 2017 году и истекшем периоде текущего года. Законом о федеральном бюджете на 2018 год с внесенными изменениями на реализацию госпрограммы были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 238 миллиардов рублей, в том числе Минсельхозу России – 212 миллиардов рублей, что на 12 миллиардов рублей больше объемов бюджетных ассигнований, которые были предусмотрены министерству законом о бюджете на 2017 год.

При этом по итогам 2017 года, к сожалению, остались неиспользованными и были возвращены в федеральный бюджет около 5 процентов средств – это 12,2 миллиарда рублей, и мы об этом вас информировали. Из них 5,4 миллиарда рублей составили средства, предусмотренные на льготное кредитование, и 4,8 миллиарда рублей на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, соответственно, 37,8 процента от соответствующих лимитов.

Когда принимался закон "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов", под заявленные суммы имелись соответствующие обоснования. Однако они оказались неточными, и недоработка министерства и субъектов РФ очевидна. В то же время 69 субъектов РФ не выполнили показатели результативности предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК. За это регионам предстоит вернуть в федеральный бюджет, ну, вот по уточненным нашим данным, 65 миллионов рублей.

В законе "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов" с учетом изменений на льготное кредитование и субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам предусмотрено на 2018 год соответственно 55... это с учетом средств Резервного фонда, и 47 миллиардов рублей. При этом объем средств, предусмотренный на льготное кредитование, превышает соответствующий объем 2017 года более чем в З раза. Кассовое исполнение по ним на 12 сентября текущего года составило почти 35 процентов, что выше исполнения к аналогичному периоду 2017 года более чем в 2 раза. И надеемся, что до конца года средства будут эффективно использованы, министр как раз об этом сейчас говорил.

Вместе с тем хотелось бы видеть скорое распределение между регионами 26 миллиардов рублей на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам в форме иных межбюджетных трансфертов, по которым правительством правила предоставления уже приняты. Когда Дмитрий Николаевич говорил почти о стопроцентном использовании средств, направляемых именно на эти цели, он имел в виду те Межбюджетные субсидии, которые действительно исполнены почти на 100 процентов. А также распределение 2,1 миллиарда рублей на возмещение сельхозпроизводителям части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК.

В целом по госпрограмме кассовое исполнение расходов на 12 сентября составило 132 миллиарда рублей, или 52 процента от сводной росписи, ну, это где-то на уровне 2017 года. Вместе с тем низкое кассовое исполнение отмечаем по подпрограмме "Техническая и технологическая модернизация" – 30,6 процента. При этом, по данным Минсельхоза, на середину августа 2018 года обеспеченность техникой для проведения сезонных полевых работ, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, сократилась по тракторам на 1 процент, кормоуборочным комбайнам почти на 5.

В 2017 году по сравнению с 2016-м сельхозтоваропроизводители приобрели меньше тракторов и кормоуборочных комбайнов отечественного производства и на полпроцента больше зерноуборочных комбайнов. В то же время в 2016 году к уровню 2015-го по зерноуборочным комбайнам был рост на 20 процентов, ну, замедление очевидно.

За последние годы также снижались закупки импортной техники. Одной из причин, и вы, уважаемые депутаты, об этом неоднократно говорили, является снижение доступности на высокопроизводительную отечественную технику, в том числе из-за высоких ценовых барьеров. При этом производители сельхозтехники под обеспеченный спрос снижать свои цены не торопятся, ожидая субсидирования части своих затрат.

Кроме того, в прошлом году Росагролизингом было поставлено сельхоэтоваропроизводителям тракторов и комбайнов почти на 54 процента меньше, чем в 2016 году. Темпы обновления техники, как показывает наш анализ, как минимум в двое меньше от необходимого.

Еще на одной важной проблеме хотелось бы кратко остановиться. В 2017 году Минсельхоз не воспользовался механизмом закупочных интервенций, который призван стабилизировать цены на внутреннем рынке, а также льготными перевозками, железнодорожным транспортом, и вы об этом, уважаемые депутаты, неоднократно говорили.

В результате при рекордном урожае среднегодовая цена составляла около 7,5 тысячи рублей или 88 процентов к уровню 2016 года. Многие производители балансировали на грани рентабельности.

Одной из причин, не позволившей использовать этот механизм, на наш взгляд, является значительно накопленные в интервенционном фонде объемы зерна и существенные затраты на их обслуживание, наращивать которые Минсельхоз так и не решился.

В федеральном интервенционном фонде по состоянию на июль 2018 года на хранении находится четыре миллиона тонн зерна стоимостью 36 миллиардов рублей. На обслуживание этого объема за последние пять лет министерством использовано 28 миллиардов рублей, в среднем более 5 миллиардов рублей в год. Ясно, что с этим объемом зерна что-то надо делать. А намерение Минсельхоза изменить механизм зерновых интервенций с целью повышения его эффективности можно только приветствовать.

Кроме того, отмечу, что за последние четыре... три года снижается доля пшеницы третьего класса и увеличивается доля четвертого класса с пониженными показателями качества. Такие данные приводит Центр оценки качества зерна Минсельхоза

При этом доля пшеницы первого и второго класса остается крайне малой, на уровне менее половины процента. Ситуация должна измениться в результате исполнения поручения президента 1136.

Уважаемые депутаты, в части федеральной научно-технической программы, хотелось бы отметить следующее: финансирование ФНТП планируется производить за счет бюджетных ассигнований пяти госпрограмм.

В 2017 году средства, предусмотренные Минсельхозу России на реализацию ФНТП, в сумме 264 миллионов рублей, использованы не были и были направлены на другие цели.

Из 764 миллионов рублей, предусмотренных Минсельхозу на 2018 год, в основном на грантовую поддержку комплексных научно-технических проектов в АПК, на 12 сентября использовано лишь 2,2 процента и возникшие в связи с этим риски очевидны.

Кроме того, Миннауки из предусмотренных на программу в 2018 году 389 миллионов рублей, пока не использовало ни рубля. При этом оценку результативности реализации программы планируется производить по 19 показателям, из которых на 2018 год для исполнителей установлены значения только по 7.

По подпрограмме "Развитие селекции и семеноводства картофеля", утвержденной в составе ФНТП в мае текущего года, установлены значения только по 11 из 17 показателей. Конечно, это затруднит оценку программы по итогам 2018 года.

Вместе с тем, как показывают наши контрольные мероприятия, наиболее проблемными остаются вопросы, связанные с развитием селекционной деятельности, инфраструктуры, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

По экспертным оценкам, доля импорта в сегменте средств переработки и хранения составляет от 40 до 60 процентов. Межсистемно на господдержку элитного семеноводства в 2015–2016 годах были выделены 3,4 миллиарда рублей и, мы надеемся, что они дадут свои результаты.

Уважаемые депутаты, для того чтобы ФНТП стала действенным инструментом, способствующая достижению национальных целей развития в АПК, имеются все необходимые предпосылки. Прежде всего, необходим научный и ресурсный потенциал, который ответственные исполнители программы реализуют, должны реализовать должным образом.

В заключение, уважаемые депутаты, позвольте сказать вам большое спасибо за совместную работу и пожелать плодотворной осенней сессии. Благодарю за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Бато-Жаргал. Коллеги, переходим к вопросам. Фракция КПРФ – Казанков Сергей Иванович.

Климат России из-за ее размеров очень дифференцирован, целых четыре климатических пояса. Невозможно даже сравнивать количество солнечного тепла, выпадающих осадков и плодородия почв, например, в Марий Эл и на Кубани. Однако в настоящее время при выделении средств на погектарную поддержку растениеводам целевым индикатором являются лишь площади, которые заняты зерновыми, зернобобовыми и кормовыми культурами в субъекте РФ, хотя в некоторых регионах разумнее было бы выращивать технические культуры, например лен долгунец, сахарную свеклу или картофель.

Поэтому возможно ли изменить целевой индикатор и выдавать погектарную поддержку тем регионам, которые в целом сохраняют и увеличивают общие посевные площади, а в идеале сделать так, чтобы выделялась еще дополнительная поддержка тем субъектам, которые даже в сложных климатических условиях не дают полям покрыться лесом и зарасти бурьяном?

Патрушев Д.Н. Спасибо за вопрос, Сергей Иванович.

Мы понимаем вашу озабоченность тем, что у нас, по сути дела, не создана система анализа регионов в части правильного выращивания тех культур, которые там правильнее было бы выращивать и которые могут там произрастать. Но при этом мы четко должны понимать, что у нас есть определенные бюджетные ограничения, которые заставляют нас принимать решения по тем вопросам, которые актуальны на сегодняшний день. Если бы было бы больше ресурсов финансовых на погектарную поддержку, конечно, мы убрали эту меру и, в принципе, поддерживали бы все.

Но при этом важно что отметить? Мы сейчас в рамках работы Министерства очень серьезный анализ проведем по регионам в целом по тому, что я сказал в первой части ответа на ваш вопрос, по анализу, что правильнее выращивать. И в рамках единой субсидии до регионов будем доводить конкретные цифры на конкретные вещи, которые позволят им более правильно подходить, скажем так, к выбору тех культур, которые стоит производить на той или иной земле, в том или ином регионе.

Председательствующий, фракция ЛДПР, Пайкин Борис Романович.

В текущем году принят Федеральный закон от 3 августа 2018 года за номером 280 "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Какие Минсельхозом России запланированы действия по внедрению органического сельскохозяйственного производства на территории России?

Патрушев Д.Н. Борис Романович.

Я, во-первых, хочу вас поблагодарить, что все-таки результатом десятилетней работы по принятию этого закона явился результат в виде его принятия в первом чтении. Это на самом деле крайне важная история, мы должны свое население кормить органическими продуктами без нитратов, без каких бы то ни было добавок, которые сказываются на здоровье нашего населения.

Естественно, нами прорабатываются определенные направления в рамках действий по этому закону. Естественно, мы будем подбирать сейчас в регионах земли, на которых правильно было бы заниматься органическим сельским хозяйством. При этом все, что было сделано, все те наработки, которые были сделаны, они не останутся без внимания. Но пока на самом деле эта работа в начальной стадии находится, но все усилия будут брошены на то, чтобы эту работу поддерживать. Естественно, будем думать на предмет выделения дополнительных ресурсов именно тем компаниям, которые будут заниматься органическим сельским хозяйством

Председательствующий. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Хайруллин Айрат Назипович.

Вы в своем выступлении уже отметили о том, что в текущем году сложились неблагоприятные климатические условия во многих регионах, а в 20 даже был введен режим чрезвычайной ситуации. В связи с этим, скажите, пожалуйста, как будет компенсирован ущерб пострадавшим аграриям, будет ли эта компенсация только на 100 процентов погибших посевов или вы учтете и сильно пострадавшие посевы?

Как доводятся до регионов, пострадавших от засухи, средства? И как Минсельхоз планирует развивать в стране агрострахование, чтобы наши сельхоэпроизводители ежегодно страховали не 500 тысяч гектаров, как вы отметили в своем выступлении, а хотя бы 50 миллионов гектаров? Какие на это средства Минсельхоз предусматривает?

Патрушев Д.Н. Вы знаете, во-первых, чрезвычайная ситуация, как я сказал в своем докладе, у нас зафиксирована в 23-х регионах. Пока мы можем, с учетом тех цифр, которые есть, посчитать 18 регионов.

Ущерб, который мы видим, составляет порядка б миллиардов рублей на сегодняшний день. Мы сейчас досчитаем по всем регионам. И, соответственно, будем заявлять в правительство, чтобы компенсировать все те расходы, которые повышенные понесли наши сельхозтоваропроизводители в рамках этих чрезвычайных ситуаций. Мы заинтересованы в том, чтобы их финансово-экономическое положение было стабильно. Поэтому все, что от нас зависит, мы сделаем. И обратимся с учетом той суммы, которая будет получена, в правительство для выделения, если это будет нужно, дополнительных ресурсов.

На сегодняшний день определенные деньги для того, чтобы компенсировать те потери, которые понесут в рамках ЧС наши аграрии, в бюджете Минсельхоза есть.

Что касается второго вашего вопроса, насчет агрострахования. Также тема абсолютно понятная. Я в своем докладе определенным образом этой темы коснулся. Будем серьезно очень заниматься, В рамках единой субсидии будем обязывать регионы направлять деньги на агрострахование.

Но важно провести работу по нейтрализации тех негативных последствий, которые на сегодняшний день есть, с учетом тех обманов, тех невыплат, которые были сделаны, ну скажем так, не очень добросовестными страховыми компаниями, когда они уже получили свою страховую комиссию. Будем производить разъяснительную работу. Ну и я на встрече с фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" говорил определенные вещи, которые мы планируем делать. На мой взгляд, надо определенным образом, конечно, агрострахование сосредотачивать в руках государства.

Я не знаю, в каком это виде будет сделано, но тем не менее подобные вещи мы будем проговаривать и прорабатывать.

Председательствующий. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Емельянов Михаил Васильевич.

В законе "О ветеринарии" есть норма, которая предусматривает индивидуальную и групповую идентификацию животных и их учет. Но эта норма уже много лет не действует, потому что отсутствует соответствующий механизм. Он должен быть предусмотрен подзаконными нормативными актами, но они не принимаются. Вот каково ваше мнение? Как ваше министерство готово поучаствовать в реализации этого правового пробела? Ну и необходима вообще эта идентификация, учет? Может, это избыточное требование закона, если оно так долго не исполняется?

Патрушев Д.Н. Ну, для начала надо, чтобы был принят закон, а дальше будут вырабатываться механизмы как этот закон будет реализовываться, исполняться. Соответственно мы.., и могу подтвердить, что заинтересованы, чтобы у нас все животные были промаркированы, и мы четко понимали, где они находятся. И важно, чтобы и сельхоэтоваропроизводители знали, где их коровы находятся.

Поэтому в этом направлении будем работать и рассматривать и случаи индивидуальной маркировки, и групповой маркировки. Сначала принимаем закон, дальше вырабатываем механизмы его применения.

Председательствующий. Фракция КПРФ, Харитонов Николай Михайлович.

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Уважаемые коллеги! Безусловно, сегодняшнее выступление недавно назначенного на должность министра Дмитрия Николаевича вдохновляет. И тот профессионализм, который прозвучал, безусловно, настраивает нас всех на позитивный лад, тем более, мы знаем, проблемы в сельском хозяйстве большие есть.

Дмитрий Николаевич, и на Дальневосточном форуме, и в майском указе прозвучала четкая задача: до 50 миллиардов долларов – поставка продовольствия на экспорт. С чего мы начнем?

И, безусловно, хотелось бы почетче услышать, какая все-таки будет выстроена технологическая цепочка по возвращению пахотной земли в оборот. У нас... Вы предполагаете – порядка 10 миллионов, но у нас заброшенных – под 40 миллионов гектаров земли. Я говорил об этом на фракции, ну и как бы в дополнение, если можно, ответьте.

Патрушев Д.Н. Во-первых, по экспортному потенциалу. Вы абсолютно правильно охарактеризовали, у нас в указе – 45, но постараемся сделать 50 к 2024 году. Деньги на экспортный проект государством выделены будут, и мы будем компенсировать, и в том числе капитальные затраты по тем проектам, которые будут нести в себе экспортно-ориентированную нагрузку. При этом четко сейчас нужно проанализировать рынки, которые для нас могут быть открыты в части поставки нашей продукции, и четко понимать, какую продукцию на эти рынки мы поставляем. Мы в рамках текущей работы министерства этим активно занимаемся.

В части экспорта на сегодняшний день. Он, если мне память не изменяет, по сравнению с первым полугодием 2017 года вырос, по-моему, процентов на 30 и в первом полугодии 2018 года уже был более 11 миллиардов долларов. В части ввода земель в сельхозоборот. Коллеги, ну мы исходим из того, что надо четко понимать, какие ресурсы у нас есть на то, чтобы эту землю вводить в сельхозоборот. Да, у нас на сегодняшний день нет практически выхода из сельскохозяйственного оборота земли. Это уже победа. И мы вводим... в этом году порядка 1 миллиона гектаров мы планируем ввести. Но дава?
24 сентября 2018