Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Село не стало нацпроектом
24 октября под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
24 октября под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
Как известно, развитие сельского хозяйства из Госпрограммы так и не переросло в Национальный проект, хотя стремление к повышению статуса отрасли высказывалось неоднократно, однако, как подчеркнул президент в своем заключительном слове после обсуждения повестки дня, "это не меньше, чем нацпроект, мы уже об этом говорили, – это сельское хозяйство. И здесь нам нужно тоже решить вопрос с концентрацией административных и финансовых ресурсов, тем более что они у нас все равно предусмотрены, нужно просто это упаковать в отдельную работу, понятную, ясную для нас и для тех, кто работает на селе".

Но обо всем по порядку. С основным докладом о нацпроектах выступил первый зампредседателя правительства – министр финансов Антон Силуанов.

Открыл дискуссию Владимир Путин. Текст приводится по стенографическому отчету, опубликованному пресс-службой президента.

В. Путин: В предстоящие годы, как известно, мы должны совершить настоящий прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере. Прежде всего, чтобы обеспечить благополучие и новое качество жизни граждан России, широкие возможности для самореализации каждого человека, в целом укрепить конкурентоспособность страны, добиться лидерства в тех сферах, которые, безусловно, определят будущее и России, и всего мира. Это, без всякого преувеличения, исторические задачи.

(...) Сегодня на заседании нашего Совета предметно рассмотрим содержание нацпроектов и утвердим их ключевые параметры. Отдельно поговорим о создании системы мониторинга исполнения национальных проектов и программ.

Сразу подчеркну: здесь нужен именно содержательный контроль, контроль по существу. Нельзя подменить дело пустыми бюрократическими отчетами и формальным закрытием поручений, как это у нас иногда все-таки бывает.

Главное в итоге – это реальные позитивные изменения в жизни каждого человека, каждый российской семьи. И для нас важно именно это, важен результат и видят ли люди, что города, например, и поселки становятся уютными и комфортными, строятся ли новые дороги, в лучшую ли сторону меняется работа детских садов, школ, больниц, социальных учреждений в целом, социальные и муниципальные услуги можно ли получить удобно и без очереди – вот что важно.

(...) Нужно шире использовать накопленный опыт гражданского контроля, и в этой связи в рамках Общероссийского народного фронта хочу попросить активистов, экспертов этой общественной организации дальше действовать так же энергично, как это было в предыдущее время.

Уважаемые коллеги! Успех национальных проектов и программ в значительной степени зависит от эффективной работы регионов. Скажу больше, именно региональным управленческим командам предстоит сыграть главную роль в решении конкретных, практических задач по таким направлениям, как образование, здравоохранение, повышение доступности жилья, улучшение экологической ситуации, а также поддержка деловой активности, рост производительности труда, да и по многим другим направлениям.

Все это, однако, не означает, что можно просто переложить ответственность на субъекты Федерации, спустить им планы и показатели по разнарядке. И конечно, мы еще говорили с Сергеем Семеновичем [Собяниным], чтобы не было забюрокрачено все, чтобы не было там тысячи позиций, в которых невозможно разобраться, и мы потом формально к этому подходили бы, закрывали эти вопросы, как я уже только что выше сказал.

В этой связи прошу правительство с учетом предложений субъектов Федерации детализировать национальные проекты, в них должно быть предельно конкретное измерение, именно региональное измерение.

Каждый субъект Федерации должен видеть свое место в программах развития, четко понимать свои содержательные задачи. Какие ресурсы ему необходимо привлечь, как выстроить управленческие механизмы и свою бюджетную политику, на какую федеральную поддержку можно было бы опереться.

Конечно, необходимо своевременно довести софинансирование до регионов и проконтролировать дальнейшее целевое использование этих средств.

Считаю, что все эти вопросы являются наиважнейшими, определяющими, и предлагаю обсудить их с участием субъектов Федерации на специальном совещании до конца текущего года, чтобы максимально полно учесть позицию и интересы регионов, выстроить эффективную модель совместной работы.

Обращаю внимание, наши проекты не федеральные, не региональные, а именно национальные, что предполагает консолидацию усилий всех уровней и ветвей власти, представителей гражданского общества и, конечно же, бизнеса.

Естественно, безусловно, обязательным является активное участие в проектах развития госкомпаний. Именно для таких целей они и создавались в конечном итоге. В этой связи все мы ждем от руководителей ВЭБа, "Газпрома", "Ростеха", "Ростелекома", "Роснефти", "Росатома", других структур с госучастием проработанных предложений по финансовому, технологическому, научному и кадровому вкладу в программы и проекты прорыва.

И конечно, считаю важнейшим партнером государства, общества в реализации планов развития частный бизнес. Повторю, речь идет не о том, чтобы заставить его вкладывать капиталы в те или иные отрасли, задача – предложить инвесторам, частным компаниям действительно перспективные, выгодные проекты, чтобы они могли развиваться, создавать новые рабочие места, наращивать экспорт, выходить на глобальные рынки.

Предметное обсуждение этих вопросов идет в рамках группы, которую возглавляет со стороны правительства первый вице-премьер Силуанов и со стороны бизнеса – Шохин (президент РСПП. – Прим. ред.), с участием представителей деловых объединений и крупных компаний.

И прежде всего речь идет о том, чтобы выработать эффективные модели финансирования, участия частного бизнеса в проектах общенациональной повестки. Это крайне важный вопрос.

Там на сегодняшний день предусматривается три портфеля: это проекты, предложенные бизнесу федеральными ведомствами, второе – проекты, предложенные самим бизнесом для совместной работы с государством, третий портфель – это проекты бизнеса, соответствующие приоритетам развития, но при этом не требующие мер поддержки в рамках нацпроектов. Все важно.

Прошу сегодня Антона Германовича Силуанова отдельно доложить о достигнутых договоренностях с представителями бизнеса.

Уважаемые коллеги! Естественно, решая задачи развития, нужно привлекать технологии, специалистов, выстраивать кооперационные цепочки, словом, использовать все лучшее, что есть в мире.

Однако очевидно, что двигаться вперед мы должны, прежде всего опираясь на собственную технологическую, кадровую, производственную базу.

Напомню, в течение шести лет на нацпроекты из всех источников будет направлено порядка 28 трлн. рублей. Это просто астрономическая для нас сегодня цифра.

Но мы долго работали над тем, чтобы консолидировать эти ресурсы. Ресурсы государства, регионов, бизнеса: они должны работать внутри страны и на ее развитие, стать стимулом для отечественной экономики, индустрии, науки и образования.

Это означает, что необходимые технологии и оборудование, программное обеспечение нужно создавать в России. Везде, где это возможно, обеспечить высокий уровень локализации.

Конечно, нужно быть частью мировой системы, но нужно заставить наши деньги работать на страну, внутри страны, в том числе для этого нужно создавать заделы, которые есть в оборонно-промышленном комплексе, мы многократно уже об этом говорили. Увеличить выпуск продукции гражданского назначения на предприятиях ОПК.

Всем заместителям председателя правительства совместно с Минпромторгом нужно в короткие сроки определить, какие виды машин и оборудования, какие технологии потребуются для реализации национальных проектов, какие производства и центры компетенций надо будет дополнительно развернуть, какие задачи поставить перед нашими научными, исследовательскими и инжиниринговыми структурами, а "Внешэкономбанку", другим институтам развития – предусмотреть финансирование таких проектов.

Мы решим, если мы это сделаем, мы должны это сделать, мы решим сразу две задачи: и перевод предприятий ОПК на производство гражданской техники и оборудования, но и самое главное – это использование их возможностей для решения задач развития.

Прошу Юрия Ивановича Борисова (зампредседателя Правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса. – Прим. ред.) представить обобщенные предложения по технологическому и производственному сопровождению программ развития. Обсудим этот вопрос в рамках отдельного совещания.

Далее с учетом задач национальных проектов уже со следующего учебного года надо скорректировать программы кадровой подготовки и планы приема в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Вузы, колледжи, техникумы должны быть настроены на достижение представленных задач. И уже сегодня мы должны сделать все, чтобы через несколько лет на производства, предприятия, в наши школы, больницы, научные организации пришли специалисты с современными знаниями и квалификацией, готовые отвечать на самые сложные профессиональные вызовы.

Уважаемые коллеги! Национальные проекты призваны объединять граждан для достижения прорыва. Это необходимо на поворотном, рубежном этапе истории нашей страны. Я уже об этом говорил и хочу вас вернуть, чтобы мы не засыпали на ходу.

Ни в коем случае мы не можем действовать и работать как обычно, мы должны осознать, где мы находимся и перед решением каких задач мы стоим.

От того, каких результатов мы достигнем, зависит благополучие людей и, без всякого преувеличения, будущее нашей страны, будущее России. Мы обязаны осуществить намеченные планы.

Хочу, чтобы все это хорошо понимали и были готовы к сложной, напряженной работе. Давайте перейдем к обсуждению заявленных тем.

Слово первому заместителю председателя правительства Антону Германовичу Силуанову.

Антон Силуанов: Спасибо, Владимир Владимирович.

Во исполнение майского указа Правительством РФ подготовлены паспорта 12 национальных проектов и паспорт комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Разработаны и утверждены основные направления деятельности правительства, раскрывающие ход работы над национальными целями развития, поставленными в майском указе. Подготовлен и внесен в Госдуму проект федерального бюджета на предстоящие три года, учитывающий финансовое обеспечение задач, определенных в указе. Таким образом, задачи, сформулированные в указе, структурированы по этапам, срокам и ответственным исполнителям, построена система их реализации на принципах проектного подхода, определены конкретные механизмы, объемы и источники их финансирования.

Что планируется сделать до конца года. Мы планируем разработать планы по достижению национальных целей развития. Инструментами реализации целей являются принятые национальные проекты и государственные программы. Это позволит задействовать управленческие и ресурсные возможности. Так, из федерального бюджета на нацпроекты в ближайшие шесть лет будет направлено около 14 трлн. рублей, плюс еще 6 трлн. рублей за счет средств госпрограмм.

По бюджетной системе за счет средств субъектов РФ – из бюджетов – будет направлено с учетом этого 18 трлн. рублей и еще 8,5 трлн. – это средства внебюджетных источников. Итого на цели реализации национальных проектов будет направлено около 28 трлн. рублей.

Правительством РФ определены ответственные исполнители, ответственные члены правительства, за достижение национальных целей развития – это вице-премьеры.

Второе. До конца года мы планируем распределить предусмотренные в национальных проектах федеральные проекты по мероприятиям и регионам, определить по ним ресурсное обеспечение в соответствии с проектировками бюджета. Предстоит создать систему регулярного мониторинга за национальными целями развития и национальными проектами. Создается система стратегического, содержательного и оперативного мониторинга.

(...) Успех достижения многих национальных целей развития и реализации нацпроектов напрямую зависит от слаженной работы федерального центра и регионов. У этого вопроса два аспекта – финансовый и управленческий. С финансовой точки зрения для руководителей субъектов важно понимать, на какой объем финансовой поддержки из центра они могут рассчитывать. В этом плане мы предусмотрели серьезные изменения в системе межбюджетных отношений. Все мероприятия нацпроектов будут реализованы с максимальным уровнем софинансирования со стороны РФ. Для большинства регионов уровень федеральной поддержки составит 95–99%.

В проекте федерального бюджета только на ближайшие три года на реализацию нацпроектов предусмотрены межбюджетные трансферты регионам в сумме 1,3 трлн. рублей. В следующем году только это 400 млрд. рублей, или половина от всей суммы, направляемой на нацпроекты, дополнительной суммы, направляемой на нацпроекты.

Для своевременного доведения средств до регионов и успешного выполнения запланированных мероприятий необходимо ко второму чтению бюджета обеспечить распределение этих средств по субъектам РФ. Кроме того, дополнительный финансовый ресурс для регионов – это постепенная передача доходов от акцизов на нефтепродукты в региональные бюджеты. Это еще порядка 1 трлн. рублей за шестилетний период, который также учтен в наших проектировках.

Управленческий аспект. Это четкое целеполагание и разделение ответственности. Стоит задача транслирования национальных целей развития и показателей национальных проектов на региональный уровень. Для этого в структуре нацпроектов выделяются федеральные и региональные проекты. Взаимодействие Федерации и регионов будет осуществлено путем заключения соглашений с субъектами РФ. В таких соглашениях будут закреплены целевые показатели для регионов, размер финансовой помощи со стороны федерального центра.

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, теперь хотел бы отдельно остановиться на ключевой национальной цели развития и соответствующих национальных проектах. Речь идет о достижении темпов экономического роста выше среднемировых и вхождении России в пятерку крупнейших экономик мира. Ее реализация является фундаментом для достижения результатов по другим направлениям. Для решения этой задачи предстоит двигаться по следующим трекам.

Первое – это добиться повышения уровня инвестиционной активности с текущего уровня, 21%, до 25%. Это означает, что нам необходимо увеличивать темпы роста инвестиций ежегодно на 6% в год. Правительством РФ подготовлен план мероприятий, состоящий из системной и отраслевой части, для достижения этой цели. (...)

Отдельное направление – это работа с бизнесом по содействию реализации новых инвестиционных проектов. Владимир Владимирович, вы уже отметили, что мы с РСПП ведем активную работу в этом направлении по привлечению частного капитала в реализацию нацпроектов. В рамках этой работы представлено 729 проектов общим объемом 46 трлн. рублей. До конца года мы планируем подписать меморандум о взаимодействии между инвесторами, отраслевыми министерствами и РСПП. В нем частный бизнес зафиксирует свои предложения по планируемым инвестиционным проектам, соответствующим национальным приоритетам, а мы возьмем обязательства по защите и поощрению капитальных вложений.

Более подробно хотел бы остановиться на трех национальных проектах, непосредственно направленных на достижение национальной цели развития по ускорению роста экономики.

Первый – это нацпроект развития малого и среднего предпринимательства, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. Цель этого проекта – увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике до трети от всего объема экономики. Сегодня этот показатель составляет чуть больше 22%. А увеличение занятых в сфере малого и среднего предпринимательства – до 25 млн. человек, или дополнительно к уровню сегодняшнего дня примерно на 6 млн. рабочих мест.

(...) Обеспечение доступа малых и средних предприятий к системе закупок – тоже одна из целей этого проекта. Задача – расширить долю малого и среднего предпринимательства до 5 трлн. рублей в закупках. Сейчас этот показатель – 3 трлн. рублей. Также будут внедрены меры популяризации вовлечения граждан в открытие своего собственного дела.

Второй национальный проект – это повышение производительности труда. По результатам реализации нацпроекта к 2024 году мы должны обеспечить выход на ежегодный рост производительности труда в 5% на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей. В целом за шесть лет рост производительности труда должен составить более 20%, и в проект будут вовлечены более 10 тыс. предприятий во всех субъектах РФ.

Третий нацпроект – международная кооперация и экспорт. Задача – увеличить объем несырьевого экспорта товаров до 250 млрд. долларов и экспорта услуг – до 100 млрд. долларов, то есть практически удвоить эти показатели по сравнению с сегодняшним уровнем. Эти параметры будут декомпозированы до конкретных компаний. Структура нацпроекта будет включать в себя поддержку промышленности и сельского хозяйства.

(...) Уважаемый Владимир Владимирович, сегодня Госдума приняла проект бюджета на предстоящую трехлетку в первом чтении. Депутаты поддержали предложения Правительства по ресурсному обеспечению национальных проектов, программ, направленных на реализацию целей указа. Мы говорили о возможности оперативного реагирования Правительства РФ при исполнении бюджета при реализации нацпроектов. Коллеги-депутаты поддержали это предложение и ко второму чтению будут подготовлены соответствующие поправки, наделяющие Правительство РФ оперативными возможностями по исполнению нацпроектов.

Татьяна Голикова, зампредседателя правительства РФ, рассказала о нацпроектах социальной направленности. Она подчеркнула, что в рамках реализации нацпроекта "Здравоохранение" запланированы мероприятия по повышению доступности медицинской помощи, в первую очередь на селе, для чего в регионах планируется создание и замена более 1560 ФАПов, врачебных амбулаторий, приобретение более 1300 мобильных медицинских комплексов. Говоря о перспективах развития науки, а также школьного образования, она отметила, что будет создано не менее 100 тыс. новых ученических мест, из них почти 25 тыс. для детей, проживающих в сельской местности и поселках городского типа. И заключила: "Мы надеемся, что создаваемая образовательная, медицинская, социальная инфраструктура позволит предотвратить отток населения из села в город.

Максим Акимов, зампредседателя Правительства РФ, в части своего выступления, касающейся цифрового развития страны, отметил: "Мы достигли довольно серьезных успехов – у нас дешевый высокоскоростной мобильный Интернет, в десять раз дешевле, чем в Соединенных Штатах, в шесть раз дешевле, чем в Европе, качественный, но с точки зрения охвата домохозяйств, учреждений социальной сферы здесь большой блок работы".

М. Акимов назвал направления применения цифровых технологий. Это "Предиктивная аналитика в медицине, управление всхожестью посевов в сельском хозяйстве на основе постоянного дистанционного мониторинга. (...) Мы охватим ФАПы скоростным Интернетом, для того чтобы граждане могли получать полный спектр цифровых услуг. Предстоит обеспечить 97% домохозяйств – сейчас три четверти домохозяйств подключено к Интернету по высокой стороне, – обеспечить доступом в Интернет жителей почти в 14 тысячах населенных пунктов. (...)

Ольга Голодец, зампредседателя Правительства РФ, в частности, отметила, что будут отремонтированы и приведены в порядок, оснащены современным оборудованием 500 сельских клубов, 660 модельных библиотек, 1200 кинозалов, 660 клубов (...)

Алексей Гордеев, вице-премьер Правительства РФ, подчеркнул, что впервые экологической повестке уделено столь пристальное государственное внимание и предусмотрены значительные средства. Стоимость всего проекта до 2024 года составит 4 трлн. рублей, причем 80% из них – средства из внебюджетных источников. Национальный проект состоит из 11 федеральных проектов по трем основным направлениям – отходы, воздух, вода – и будет реализовываться в плотной связке с регионами, где люди непосредственно сталкиваются с последствиями ухудшения экологической ситуации – будь то выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от предприятий, вредные стоки в реки и озера или дымящиеся незаконные свалки. Паспорт национального проекта "Экология" утвержден, профильные министерства полностью готовы к работе по всем 11 проектам.

Виталий Мутко, зампредседателя правительства, говоря о путях достижения целей нацпроекта "Жилье и городская среда", сказал: "Вовлечение в оборот неэффективных и использованных земель, пустующих земельных участков – в правительстве создана комиссия, – в том числе около 29 тыс. га земли, федеральных земель, которые на границах с крупными городами, будут возвращены в оборот под строительство жилья".

Мэр Москвы Сергей Собянин обратил внимание на то, что нацпроекты, охватывающие практически все стороны жизни страны, имеют большое количество показателей.

"Например, по дорогам – 94 показателя, по цифровой экономике – 223 показателя, по производительности труда – 112, по экологии – 132 показателя. И в этом ничего такого нет, потому что сами проекты большие, значимые и очень много разных направлений. Но мне кажется, можно было бы подумать по поводу того, чтобы постановкой задач и мониторингов этих показателей занимались на разных уровнях управления".

Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты РФ, обратил внимание на финансовое обеспечение реализации нацпроектов. Он, в частности, заметил: "Если мы проанализируем, на сколько в процентах к ВВП изменится финансирование образования, здравоохранения, инфраструктуры и других ключевых направлений, то на всем протяжении примерно шести лет в процентах к ВВП расходы на эти направления не изменятся. В этой связи, конечно, возникает вопрос: чтобы добиться прорывных результатов, например, в здравоохранении, нужно увеличить финансирование по целому ряду направлений".

Он также заметил, что утверждены паспорта нацпроектов по всем годам, но в проекте бюджета на три года "за счет федерального бюджета предусмотрено на финансирование национальных проектов 5,6 трлн. рублей, в том числе пока не распределены внутри нацпроектов 1 трлн. 550 млрд. рублей. Субъекты пока не видят, сколько им достанется в рамках этих целей. Это распределение пройдет во втором чтении.

Наибольшее отклонение от паспортов сейчас по годам на первую трехлетку по "Цифровой экономике" – на 55%, по "Безопасным и качественным дорогам" – на 32%, по "Малому и среднему предпринимательству и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы" – на 31%, по "Международной кооперации и экспорту" – на 29%. Отклонения почти по всем проектам, но по другим – существенно меньше. (...) Это означает, что запуск целого ряда проектов на ближайшие три года замедлится или будет перенесен на более поздние сроки.

(...) В структуре нескольких госпрограмм предусматривается реализация шести национальных проектов. То есть у нас получится, что ответственность за госпрограмму в составе бюджета будет выполнять сразу несколько целей разных национальных проектов. Это, конечно, сложная система управления, она требует некоторого дополнительного продумывания и совершенствования, чтобы у нас не размылись показатели. Потому что показатели верхнего уровня вроде как приоритетные, но они будут исполняться через целую систему госпрограмм. Здесь вот нужно не утерять эти фокусы. (...)

Все это исполнимо, если экономический рост, конечно, мы будем наращивать. И там даны достаточно амбициозные цифры наращивания экономического роста – до 3,1% в 2021 году. Конечно, если будут реализованы многие мероприятия". Далее он подчеркнул, что помимо нацпроектов должны реализовываться иные проекты, такие как "совершенствование институциональной системы, в первую очередь управления, и судебная система, и регулятивная практика, и снижение административной нагрузки на бизнес, и декриминализация, и целый ряд других вещей, которые, может быть, лежат за рамками непосредственно мероприятий нацпроектов, но без которых мы не сможем достаточно наращивать темпы экономического роста, которые приведут к мобилизации дополнительных ресурсов для данных проектов".

А. Силуанов: Первый вопрос Алексея Леонидовича по финансовому обеспечению – "в процентах ВВП не меняется". Во-первых, меняется, это первое. Мы же приняли решение по налоговым изменениям и по увеличению заимствования для создания фонда развития. И в целом это дает, мы же говорили, на трехлетке восемь плюс один – 9 трлн. рублей. То есть это дополнительный ресурс. Предлагается еще повысить налоги? Наверное, вряд ли мы на это пойдем (...). Мне кажется, здесь нет задачи такого объемного увеличения в процентах ВВП.

Что касается отклонений от паспортов: да, мы в правительстве знаем об этом, и есть поручение Дмитрия Анатольевича о том, чтобы мы привели паспорта в соответствие с проектом бюджета, который находится сегодня в Госдуме.

В. Путин: Да. Но что касается процентов – это отдельная тема по бюджетам, ВВП я имею в виду. А соответствие паспортов и объемов финансирования, предусмотренных в бюджете, – это вопрос важный. Если мы будем все время сдвигать, то мы не выполним в срок ничего, тогда эта работа становится бессмысленной. Смысл все равно есть, она дисциплинирует, но тогда мы никаких задач не выполним, целей не достигнем. Поэтому мы к этому еще вернемся. Я прошу обратить на это внимание, так что Алексей прав.

А. Шохин, президент РСПП, рассказал о роли частного бизнеса в реализации нацпроектов. "Безусловно, очень важно создавать условия для привлечения и стимулирования инвестиций в реализацию в том числе и нацпроектов. Ну и в целом речь, безусловно, должна идти о том, чтобы повысить роль инвестиций в основной капитал и их долю до 25%. Это достаточно амбициозная задача. Безусловно, здесь очень важно создать стимулы. В частности, надо, наверное, зафиксировать в законопроекте возможность возмещения затрат на создание и модернизацию инфраструктуры через различного рода налоговые инструменты.

А. Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", высказал беспокойство снижением в проекте нового бюджета финансирования нацпроекта по малому и среднему бизнесу на 30%.

А. Силуанов высказал несколько уточняющих замечаний: "Изначально, конечно, мы составили национальные проекты на суммы, которые превышают те возможности, которые мы определили по нацпроектам, а это 8 трлн. рублей, плюс еще 1 трлн. рублей мы передаем субъектам РФ в виде акцизов на нефтепродукты. Поэтому 8 трлн. рублей в полном объеме обеспечены бюджетным финансированием. В целом объем дополнительных ресурсов на нацпроекты составляется следующим образом: в первую трехлетку у нас предусмотрено дополнительно 3 трлн. рублей, а во вторую трехлетку – 5 трлн. рублей. Исходя из этого мы и подстраивали все наши проекты.

Кроме того, Владимир Владимирович, у нас тоже есть ваше указание, указание Дмитрия Анатольевича о том, что мы в случае получения дополнительных доходов в первую очередь будем направлять эти ресурсы именно на нацпроекты. И второе – о том, что мы в ходе исполнения бюджета в следующем году посмотрим, как будут реализовываться те или иные проекты, и в зависимости от потребности будем, соответственно, перераспределять ресурсы на те проекты, которые нуждаются в большей господдержке".

В. Путин: Спасибо.

Уважаемые коллеги, прежде хотел бы вот что сказать. Конечно, проведена большая работа, и в довольно сжатые сроки. Подготовлены серьезные проекты, серьезные документы. И, наверное, это правильно, что многие из них носят довольно детальный характер, они детализированы, без этого невозможно.

Вместе с тем (...) должна быть налажена – согласен с теми, кто это сказал, – система управления за исполнением наших решений.

Теперь отдельное направление – у нас нет в нацпроектах, но это не меньше, чем нацпроект, мы уже об этом говорили, – это сельское хозяйство. И здесь нам нужно тоже решить вопрос с концентрацией административных и финансовых ресурсов, тем более что они у нас все равно предусмотрены, нужно просто это упаковать в отдельную работу, понятную, ясную для нас и для тех, кто работает на селе. (...)

Теперь очень важное тоже, о чем сейчас мы здесь говорим. Я услышал комментарии Антона Германовича, надеюсь, так и будет, будем за этим следить, но тем не менее. Бюджет, конечно, должен быть приведен в соответствие с паспортами нацпроектов. Там, где есть над чем работать, надо это доделать. Я понимаю, понимаю, что не все сразу, все должно быть поэтапно, step by step, что-то можно и нужно сейчас, с чем-то нельзя затягивать, что-то должно созреть, и нужно действовать поэтапно. Но ни в коем случае не нужно идти по пути бесконечной сдвижки вправо, иначе мы никогда не достигнем результата к нужному времени. Это не тот случай. У нас нет возможности сдвигать бесконечно все вправо. Надо внимательно на это посмотреть, я прошу с этим разобраться.

А в целом хочу вас поблагодарить за то, что в нужные сроки фактически работа в том виде, в котором мы ее сейчас видим, завершена, работа завершена. Очень надеюсь на то, что мы будем двигаться дальше. И очень важно, еще раз хочу к этому вернуться и этим закончу, нужно наладить совместную работу по контролю за тем, как и какими темпами мы двигаемся по выполнению поставленных целей.

Спасибо.

5 ноября 2018