Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Взялись за кооперацию
В минувшую среду, 14 ноября, сразу после пленарного заседания Госдумы, на котором рассматривался проект бюджета на будущий год и ближайшую перспективу, комитет Госдумы по аграрным вопросам провел парламентские слушания по проблемам сельскохозяйственной кооперации.
В минувшую среду, 14 ноября, сразу после пленарного заседания Госдумы, на котором рассматривался проект бюджета на будущий год и ближайшую перспективу, комитет Госдумы по аграрным вопросам провел парламентские слушания по проблемам сельскохозяйственной кооперации
В Малом зале Госдумы собрались руководители и специалисты ряда министерств и профильных организаций, таких как Россельхозбанк, Росагролизинг, Росстат, Россельхознадзор. В обсуждении проблем правового регулирования развития сельхозкооперации также приняли участие представители субъектов РФ, ученые, эксперты бизнеса, кооператоры из глубинки, руководители их союзов и ассоциаций.

Заметим, что в последние дни к проблемам сельхозкооперации сразу обратились почти все причастные к этому движению структуры. Под председательством президента АККОР Владимира Плотникова прошло большое совещание по кооперации и завтра, 16 ноября, пройдет VI Всероссийский съезд сельхозкооперативов.

А 8–9 ноября в Общественной палате РФ прошла Международная конференция кооператоров в рамках "Чаяновских чтений", которую провел Центросоюз РФ (см. стр. 5). Однако обращает на себя внимание такое обстоятельство: на Международную конференцию не были приглашены ни представители Минсельхоза, ни депутаты-аграрники, ни Корпорация малого и среднего предпринимательства (МСП), которая вносит значительный вклад в развитие сельского бизнеса и кооперации. Так же как и на парламентских слушаниях, среди участников не оказалось представителей Центросоюза. Эти факты, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что эти структуры или имеют различные подходы к решению проблем кооперативного движения на селе, или вовсе пошли разными путями и друг в друге не нуждаются.

Все это напоминает персонажей из басни Крылова "Лебедь, рак и щука".

Как бы то ни было, основные задачи и проблемные вопросы по повестке дня на слушаниях осветили в своих докладах председатель профильного комитета Владимир Кашин и статс-секретарь – замминистра сельского хозяйства Иван Лебедев.

Отмечалось, что развитие сельскохозяйственной кооперации является одним из стратегических приоритетов, обозначенных в майском Указе Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года". Сельскохозяйственная кооперация на самом деле способна резко повысить конкурентный потенциал сельхозпроизводителей и существенно облегчить им выход на рынок. Однако стоящие сегодня перед кооперативами на селе задачи не могут быть сполна реализованы в нынешних условиях.

Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" был принят еще в декабре 1995 года, он предусматривает два вида кооперативов: производственные и потребительские. Потребительские кооперативы – некоммерческие объединения малых сельскохозяйственных организаций, фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, оказывающие те или иные услуги (переработка, хранение и сбыт продукции, поставка ресурсов, механизированное обслуживание, кредитование и страхование) по себестоимости, то есть без цели получения прибыли от соответствующих операций. Такие кооперативы являются своего рода совместной собственностью сельхозпроизводителей, управляются ими по принципу "один член – один голос" и объединяют в одном лице клиента, собственника и субъекта принятия решений.

Вместе с тем в настоящее время на селе сформировалась многоуровневая система сельскохозяйственных кооперативов, включающая кооперативы первого, второго и третьего уровня, их специализированные ассоциации, ревизионные союзы, саморегулируемые организации ревизионных союзов.

Потребительская и сельскохозяйственная кооперация являются способом эффективной адаптации сельхозпроизводителей и сельского населения к современной конкурентной рыночной экономике. В основе этой функции кооперации лежат объ-единение собственности и труда граждан (производственные кооперативы) и объединение независимыми сельскохозяйственными товаропроизводителями отдельных хозяйственных функций (потребительские кооперативы).

Отмечалось, что на практике сельхозкооперация имеет ряд преимуществ перед отдельно работающими хозяйствующими субъектами. Это улучшение доступа к рынкам сбыта, современной технике и технологии, повышению конкурентоспособности и доходности участников кооперации и т.д.

В обществе существует положительное признание роли кооперации, однако системной поддержки кооперативного развития нет.

В рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК" (2005–2007 гг.) государство стимулировало создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных видов (перерабатывающих, снабженческих, сбытовых, кредитных, обслуживающих). Количество потребительских кооперативов быстро увеличивалось, вместе с тем, их роль в обслуживании сельхозпроизводителей оставалась незначительной.

По данным Росстата, на начало 2018 года в России насчитывается 24 тыс. микропредприятий; 205 тыс. фермерских хозяйств; 23 млн. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; 5608 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Но настоящее время только 2% фермеров являются членами кооперативов. В ряде регионов, например в Мурманской, Магаданской, Еврейской областях, Камчатском крае, нет ни одного кооператива.

В 2017 году к реализации пилотных проектов приступили 10 регионов: Липецкая, Томская, Тюменская и Ульяновская области, Республика Бурятия, Татарстан и Саха (Якутия), а также Алтайский, Пермский и Хабаровский края. Наибольшие успехи отмечаются в Липецкой, Тюменской областях и в Республике Саха (Якутия).

Попытка использовать кооперативную форму хозяйствования без должного внимания к кооперативным принципам развития не дала ожидаемого быстрого результата. Но отдельные субъекты РФ, где осуществляется систематическая поддержка кооперативных организаций, добились значительных результатов в развитии кооперации и значимого социально-экономического эффекта.

По инициативе Минсельхоза России и кооперативных объединений с 2013 года ежегодно проводятся съезды сельских кооперативов России. Господдержка малых форм хозяйствования осуществляется в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства в форме грантов фермерским хозяйствам (начинающий фермер и семейная животноводческая ферма) и сельскохозяйственным потребкооперативам для развития материально-технической базы.

Начиная с 2012 года в рамках госпрограммы выделяются субсидии на создание хозяйств начинающим фермерам, по мере наращивания объемов производства продукции фермеры могут получить гранты на развитие семейных животноводческих ферм.

В дальнейшем, с целью снижения издержек производства и повышения мультипликативного экономического эффекта стимулируется развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, членами которых могут являться в том числе фермеры-грантополучатели.

За период реализации мероприятий (2012–2017 годы) благодаря грантовой поддержке в объеме 43,8 млрд. руб. создано 18 079 фермерских хозяйств, 4874 семейные животноводческие фермы реализовали свои проекты.

На грантовую поддержку кооперативов в 2015–2017 годах из федерального и региональных бюджетов было направлено 3,7 млрд. рублей. Гранты получили 426 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Грантополучателями в сельской местности создано 40 тыс. новых постоянных рабочих мест.

В 2018 году, по информации субъектов РФ, на развитие малых форм хозяйствования планируется направить 10,4 млрд. рублей федеральных средств (23% "единой" субсидии), в том числе 10 млрд. рублей на грантовую поддержку фермерских хозяйств и 2,4 млрд. рублей на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития их материально-технической базы.

Отмечалось также, что Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Планируется, что общий объем его финансирования составит 37,4 млрд. рублей.

Проект Минсельхоза предусматривает реализацию трех направлений господдержки из средств федерального бюджета. Это грантовая поддержка фермерских хозяйств на их создание и развитие (грант "Агростартап"). Это субсидии на создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. И третье направление – субсидии на обеспечение деятельности и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров. Центры компетенций будут оказывать весь спектр консультационной поддержки.

При этом предоставление субсидий на развитие сельхозкооперативов предполагает оказание господдержки по двум направлениям:

– субсидии на возмещение части затрат кооперативов, связанных с реализацией сельхозпродукции, полученной от членов кооперативов. Такая мера господдержки направлена на то, чтобы стимулировать увеличение реализации сельхозпродукции, произведенной малыми формами хозяйствования через сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

– субсидии на возмещение части затрат (не более 50%) кооператива на приобретение сельскохозяйственных животных и сельхозтехники для оказания услуг членам кооператива. Эта мера направлена на повышение привлекательности объединения разрозненных сельхозпроизводителей, в том числе личных подсобных и фермерских хозяйств, в кооперативы.

Субсидирование деятельности центров компетенций позволит создать систему информационно-консультационной и методологической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, в том числе фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Центры компетенций будут предоставлять услуги по регистрации и сопровождению хозяйств и кооперативов в ведении бизнеса, оказывать помощь при подготовке бизнес-планов и технико-экономических обоснований, заявок на получение бюджетных субсидий, кредитов, а также окажут помощь в организации подготовки и переподготовки кадров для малых агропредприятий.

В настоящее время Минсельхоз ведет разработку нормативных правовых актов для реализации новых мер господдержки стандартов центров компетенций. Планируется внимательно проанализировать ход реализации региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации с целью их возможной корректировки.

Как отметили участники парламентских слушаний, ситуацию в развитии кооперации на селе в целом нельзя признать удовлетворительной. Наблюдается постоянное сокращение числа сельскохозяйственных кооперативов.

К практически полному прекращению создания новых кооперативов и сокращению числа действующих привело механическое применение регулятивного воздействия ко всем кооперативам (без учета масштабов их деятельности). Сохраняется воздействие ранее сформировавшихся негативных для кредитных кооперативов факторов: недоступность банковского кредита и отсутствие федеральной финансовой поддержки, что не компенсируется за счет региональных средств, выделяемых лишь некоторыми субъектами РФ.

Первый зампредседателя комитета по аграрным вопросам Владимир Плотников выделил две ключевые проблемы: противоречия в законодательстве и отсутствие понимания, что кооперация позволяет увеличить производство и развивать сельские территории. Он напомнил, что существует значительное количество проблем и противоречий в законодательстве, которые препятствуют развитию кооперации на селе. Для его совершенствования парламентарий предложил создать постоянно действующую межведомственную рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон.

Член комитета по финансовому рынку Евгений Шулепов убежден, что заниматься развитием кооперативов необходимо вместе с развитием села. Первое, что необходимо сделать, – на федеральном уровне на постоянной основе вести мониторинг происходящих изменений в регионах, давая им оценку. Второе: нужны долгосрочные и реальные стратегии развития сельских территорий, каждого поселения, учитывающие все ресурсы, имеющиеся на территории, содержать бизнес-планы.

Анализ проблем развития сельскохозяйственной кооперации за последние 20 лет обусловливает следующие основные направления совершенствования кооперативной политики:

– внесение изменений в действующее законодательство о сельскохозяйственной кооперации;

– усиление финансовой поддержки кооперации;

– совершенствование контроля по соблюдению кооперативных правил и принципов;

– улучшение организационного, информационного и методического обеспечения кооперативного движения.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Госдуму в рамках подготовки к заседанию парламентских слушаний, участники заседания приняли проект рекомендаций.

В них предложено Федеральному Собранию РФ ускорить подготовку к рассмотрению проектов федеральных законов в части закрепления права кооперативов на распределение прибыли и доходов, регулирования заготовки лесных ресурсов, а также касающихся сферы ветеринарии, агрострахования и других аспектов деятельности сельхозкооперативов.

Профильным комитетам Совета Федерации и Госдумы рекомендовано оказывать содействие кооперативным союзам и ассоциациям в продвижении и принятии законопроектов, направленных на уточнение норм гражданского законодательства, регулирующего деятельность сельскохозяйственных кооперативов, внесения изменений в отдельные федеральные законы, затрагивающие условия деятельности кооперативов, совершенствования законодательства о сельскохозяйственной кооперации.

Правительству и профильным федеральным органам исполнительной власти рекомендовано разработать и внести поправки в действующие законы, в том числе в Гражданский и Налоговый кодексы, которые будут способствовать развитию кооперативного движение в стране. В частности, в Налоговый Кодекс рекомендовано внести поправки в части отмены налогов в отношении прибыли, полученной от операций по предоставлению услуг членам данного кооператива. В этот же кодекс предполагается внесение изменения в части снижения до 50% доли доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства.

Предложено также рассмотреть возможность дополнить статью Налогового кодекса нормой, в соответствии с которой не подлежат обложению страховыми взносами кооперативные выплаты для членов сельскохозяйственных производственных кооперативов, а также внесение изменений, касающихся снижения размеров административных штрафов для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов по пункту 9 статьи 19.5. "Невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России" и статье 19.7.3. "Непредставление информации в Банк России".

Рекомендовано подготовить проект федерального закона по продлению на срок до 2021 года отсрочки по вступлению в силу нормы, обязывающей сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы являться членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Предложено регламентировать порядок создания и деятельности сельскохозяйственных страховых потребительских кооперативов; включить сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы в число финансовых институтов, участвующих в механизме льготного кредитования; рассмотреть возможность компенсации кооперативам части затрат на уплату процентов по займам, полученным в микрофинансовых организациях, созданных с госучастием, и многие другие предложения.

В частности, рекомендовано рассмотреть возможность изменения соотношения предоставления средств гранта кооперативам: средства федерального и регионального бюджетов – 80%, собственные средства – 20%, а также увеличения сроков освоения гранта до 24 месяцев и возможности направление средств гранта на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, на уплату первоначального взноса по договорам лизинга, на строительство, реконструкцию или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам.

Участники парламентских слушаний также приняли рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и кооперативным союзам и ассоциациям.

Подготовил Владимир ТИШКО.
14 ноября 2018