Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Без деревни мы все осиротеем
13 декабря в Совете Федерации под председательством Валентины Матвиенко, прошло заседание Совета законодателей РФ. На форуме выступили практически все крупные деятели аграрной сферы. Всесторонне обсудили два вопроса: о социальном питании и развитии сельских территорий. Обсуждение было содержательным и многообещающим. Публикуем стенограмму заседания с небольшими сокращениями.
13 декабря в Совете Федерации под председательством Валентины Матвиенко, прошло заседание Совета законодателей РФ. На форуме выступили практически все крупные деятели аграрной сферы. Всесторонне обсудили два вопроса: о социальном питании и развитии сельских территорий. Обсуждение было содержательным и многообещающим. Публикуем стенограмму заседания с небольшими сокращениями.
В.И. МАТВИЕНКО. Коллеги, всем добрый вечер! Надеюсь, вы еще не очень устали, в хорошей рабочей форме. Мы вас не выпустим из Москвы, пока всю программу не выполним, так что готовьтесь к активной работе.

Я хочу поприветствовать всех участников заседания Совета законодателей, которое проходит в Зале заседаний Совета Федерации. Если кому-то понравится место, которое вы заняли... Кто знает, может быть, когда-то и придется в этом зале продолжить свою работу.

Я рада приветствовать первого заместителя Председателя ГД А.Д. Жукова, заместителя сопредседателя Совета законодателей – заместителя Председателя ГД И.А. Яровую. Я приветствую членов Совета Федерации, я приветствую депутатов Госдумы, председателей комитетов, наших уважаемых министров, которые сегодня с нами.

Коллеги, я уже вчера говорила, что мы встречаемся в обновленном составе. После региональных выборов в текущем году избраны 18 председателей законодательных органов государственной власти субъектов РФ, из них 11 – впервые. Давайте поприветствуем их и поздравим с избранием на высокую должность. (Аплодисменты.)

Отдельно еще раз хочу поблагодарить, Вероника Игоревна, Вас за то, что Вы с нами, поблагодарить Дмитрия Николаевича Патрушева за то, что он проявил настойчивость, как мне вчера Дмитрий Анатольевич сказал. Говорит: "Он должен был быть в Белоруссии, но он настойчиво мне объяснил, что он должен находиться не в Белоруссии, а на встрече с председателями парламентов регионов – на Совете законодателей". Очень ценим.

Правильная, политкорректная позиция, Дмитрий Николаевич.

Программа у нас очень насыщенная. Предлагаю без промедления приступить к работе.

Первый вопрос посвящен развитию системы социального питания. Хочу подчеркнуть, что эта тема имеет непосредственное отношение к реализации задач, поставленных в майском указе Президента России. Мы все, коллеги, хорошо понимаем, что от сбалансированности и качества питания во многом зависит здоровье нации, ее будущее. По оценкам специалистов, влияние плохого питания способствует развитию различных серьезных заболеваний. Кроме того, потребление населением целого ряда продуктов питания, основных продуктов питания, все еще остается меньше нормы.

Также 60 процентов населения испытывает в своем питании дефицит йода. Считаю необходимым рассмотреть возможность закрепления на законодательном уровне нормы о йодировании всей пищевой поваренной соли и ее использовании при производстве продуктов. Давайте пообсуждаем, и мы хотели бы услышать мнение специалистов.

Другой проблемой остаются фальсифицированные продукты. Чаще всего это касается молочной продукции – зачастую недобросовестные производители в погоне за прибылью пичкают ее суррогатами из растительного сырья. И самое страшное – что такие, в кавычках, "продукты" нередко попадают и в учреждения социальной сферы – в школы, в детские сады. Одна из причин этой проблемы – на поверхности. В соответствии с законом о контрактной системе главным критерием при выборе поставщика до сих пор остается минимальная цена, а не качество продуктов. Кроме того, отсутствует система надлежащего контроля за безопасностью и качеством продукции при приемке.

К сожалению, отдельного закона о социальном питании у нас до сих пор нет. Вместе с тем задача по его разработке ставилась еще в 2012 году в рамках реализации Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года, однако впоследствии по непонятным причинам этот пункт плана реализации основ был исключен.

В некоторых регионах законы о социальном питании приняты и успешно реализуются, но, считаю, нам необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне единые стандарты социального питания.

Безусловно, основными потребителями этого вида питания являются дети раннего, дошкольного и школьного возраста. Так, образовательные учреждения в структуре социального питания составляют более 50 процентов. Поэтому отдельно хочу остановиться на проблеме горячего питания в образовательных организациях. Ситуация по стране неоднородная, есть регионы, где менее половины школьников обеспечены горячей пищей. Такое положение дел просто неприемлемо, все дети должны питаться полноценно.

Отмечу, что решению этого вопроса будет способствовать разработанный в Совете Федерации проект федерального закона о детском питании. В частности, предлагается четко закрепить полномочия органов власти в этой сфере, а также порядок организации питания детей различных возрастных групп. Проект закона получил целый ряд замечаний от министерств и ведомств. Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию над ними работает. Недавно на ежегодной встрече со статс-секретарями мы обсудили ход работы над данным законопроектом и договорились, что он должен быть принят в весеннюю сессию.

Я очень надеюсь на Министерство здравоохранения, на Минсельхоз, на вашу поддержку. Мы готовы учесть, безусловно, все ваши профессиональные замечания.

Но и Комитет по аграрно-продовольственной политике, коллега Майоров, имейте в виду, спрос с комитета будет жестким. Взялись за гуж – вперед и давайте результат.

Безусловно, правильно организованная система социального питания обеспечит гарантированный платежеспособный спрос на произведенную отечественными аграриями продукцию. По оценкам, при полном охвате социальным питанием соответствующих категорий граждан объем поставок продовольствия в эту систему может увеличиться более чем в 1,5 раза, а это, безусловно, существенная поддержка для отрасли, это новые производства и дополнительные рабочие места.

Уважаемые коллеги! Второй вопрос нашего заседания посвящен реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Президент России Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному Собранию отметил, что особое внимание должно уделяться социальному, инфраструктурному развитию сельских территорий. Российский агропромышленный комплекс уже стал глобально конкурентной отраслью. Такой же современной должна быть и жизнь людей, которые своим трудом обеспечивают этот успех. Вот на этом можно было бы поставить точку, правительству взять этот тезис и начинать его реализовывать. Однако, к сожалению, это далеко не так.

Вопросы комплексного развития сельских территорий у нас, как палаты регионов, постоянно находятся в центре нашего внимания. Хорошей традицией стали наши ежегодные встречи с тружениками социальной сферы села. В этом году состоялся форум "Социальное развитие села – основа территориального развития Российской Федерации". Добавлю, что при обсуждении проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации мы четко обозначили свою позицию, заявив о том, что документ должен предусматривать необходимые условия для полноценного развития всех без исключения территорий страны с учетом малых городов, сельских территорий. И мы должны стремиться к тому, чтобы каждый российский гражданин вне зависимости от места его проживания мог рассчитывать на достойные условия жизни.

Основными инструментами реализации стратегии развития сельских территорий являются федеральные и региональные государственные программы. До этого года программным документом реализации стратегии была федеральная целевая программа устойчивого развития сельских территорий до 2020 года. С текущего года реализация ее мероприятий уже осуществлялась в рамках соответствующей подпрограммы государственной программы развития сельских территорий. В проекте федерального бюджета на будущий год не были предусмотрены финансовые средства на ее реализацию, и мероприятия планировалось передать в состав других государственных программ. Но благодаря усилиям законодателей, и Совета Федерации, и Государственной Думы, финансирование этих мероприятий удалось сохранить в рамках ведомственной программы.

Это было вынужденное, но, на наш взгляд, недостаточное решение, учитывая масштаб задачи и ее социальную важность. Понятно, может быть, были претензии к реализации программы устойчивого развития села, но можно было поправить, это не значит, что ее надо было прекращать, сокращать, урезать. Наша палата последовательно выступает за сохранение специальной государственной программы по развитию сельских территорий и увеличение ее финансирования. Вот где уж точно нельзя экономить – так это на селе, на наших кормильцах. Президентом России дано поручение подготовить такой документ к 1 июня следующего года. Давайте вместе включимся в эту работу, будем держать этот вопрос на жестком контроле, чтобы она стала не декларативным документом, а содержательным, с соответствующими объемами финансирования.

Считаю, что регионы должны также активно подключиться к разработке данной программы. Региональным парламентам необходимо провести ревизию действующего в этой сфере законодательства, предложить меры, которые нужно принять на федеральном и региональном уровнях для максимально эффективной реализации стратегии.

Уверена, что планируемый нами в следующем году форум "Устойчивое развитие сельских территорий – потенциал развития Российской Федерации" также будет полезен как в законодательном плане, так и позволит привлечь дополнительное внимание к данным вопросам.

Коллеги, проблем на селе еще очень много, и мы это хорошо знаем. Качество жизни здесь пока уступает качеству жизни в городе. Уровень бедности на селе – в полтора-два раза выше, чем в городах. Заработная плата ниже среднероссийских показателей, среднерегиональных показателей и, в общем-то, остается низкой.

Не буду перечислять все проблемы в этой аудитории, они хорошо знакомы. Я уверена в том, что только комплексный подход, кардинальное повышение качества жизни на селе, престижа профессии сельского труженика придадут серьезный импульс для решения застарелых проблем в аграрной сфере.

И я хочу сказать Дмитрию Николаевичу, что в этом Вы можете опираться на позицию Федерального Собрания. Она у нас единая – у Совета Федерации, у Государственной Думы. И давайте вместе будем более настойчиво отстаивать интересы села, в том числе социального развития села. На селе живут неравнодушные, энергичные люди, которые готовы трудиться с полной отдачей, нужно только создать для этого необходимые, я бы сказала, человеческие условия. От продуктивности наших решений в этой сфере зависят качество, уровень жизни миллионов граждан.

Николай Васильевич Федоров, прошу Вас лично по-прежнему курировать это направление.

Рассчитываю на ваше активное, коллеги, заинтересованное участие в работе Совета законодателей и, конечно же, на конкретные предложения по вопросам нашей повестки.

Коллеги, переходим к рассмотрению... Да, простите, прежде чем перейти к рассмотрению – Александр Дмитриевич Жуков, первый заместитель Председателя Государственной Думы. Пожалуйста.

А.Д. ЖУКОВ. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Я не буду сильно вдаваться в суть весьма важных вопросов, которые сегодня стоят на повестке дня, Валентина Ивановна, я думаю, очень хорошо об этом сказала, и еще будут соответствующие доклады. Я хочу поприветствовать вас от имени Государственной Думы.

Вы знаете, сегодня мы на заседании, в присутствии, кстати, довольно большого количества коллег из регионов, приняли восьмитысячный с момента образования Государственной Думы закон. Нам предстоит очень большая, серьезная работа, может быть, не с упором на количество законов, которые мы должны будем принять, но на принятие важнейших законов, которые должны в ближайшие годы обеспечить нам прорывное развитие России – то, о чем говорил президент и в Послании Федеральному Собранию, и в майском указе президента целый ряд стратегических задач поставлен, которые обязательно надо будет решать как на федеральном, так и на региональном уровнях. Я думаю, что мы и в рамках Совета законодателей обязательно будем рассматривать такие важнейшие вопросы, в том числе и те вопросы, которые сегодня рассматриваются. Устойчивое развитие сельских территорий – это, безусловно, один из таких ключевых вопросов.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию отмечалось, что наша стратегия движения вперед требует реализации масштабной программы пространственного развития России, которая не может концентрироваться только в нескольких крупных городах, а напротив, речь идет о максимальной интеграции в общее социальное и экономическое пространство России малых городов и особенно сельских территорий. И сейчас уже я думаю, что мы все понимаем, что сельское хозяйство сегодня – это эффективная, современная, конкурентоспособная и прибыльная отрасль экономики, и качество жизни на селе – от инфраструктуры и образования до здравоохранения и культуры – должно этому соответствовать.

И, безусловно, сам статус задачи развития сельских территорий в системе национальных проектов и государственных программ (то, о чем Валентина Ивановна говорила), безусловно, нужно повышать, без этого невозможно будет решить вопросы доступности образования и здравоохранения на селе, подготовки и привлечения кадров для работы на сельских территориях. Особенное внимание мы должны уделить также вопросам качества жизни пенсионеров, лиц предпенсионного возраста на селе, дополнительным гарантиям для них. В общем, это целый большой комплекс вопросов, где придется объединить усилия и на федеральном уровне, и на региональном, так же как, впрочем, и по всем основным вопросам национальных проектов и реализации положений Послания президента.

Весной этого года обсуждался вопрос о создании в законодательных собраниях регионов рабочих групп для реализации Послания президента. На сегодняшний день такие группы созданы в 31 субъекте Федерации, и еще в 39 утверждены соответствующие планы реализации на региональном уровне задач Послания.

Сейчас, когда уже в принципе утверждены национальные проекты, ясно, что они утверждены на федеральном уровне, но у них и региональная часть. От того, насколько тесно мы будем взаимодействовать на федеральном и на региональном уровнях, насколько будут совмещаться цели, задачи и средства, которые выделяются на реализацию национальных проектов на федеральном и региональном уровнях, безусловно, будет зависеть успех реализации этих национальных проектов. Об этом тоже президент совсем недавно говорил на съезде "Единой России", и я думаю, что здесь нам нужно создать сквозную систему контроля. Я думаю, что и Совет законодателей в этом должен принять активное участие, в первую очередь с помощью координации работы в тех советах, о которых я сказал сейчас.

Ну а в заключение хочу сказать, что, безусловно, сегодняшние два проекта, которые рассматриваются, имеют очень большое значение в целом для нашей страны, и я думаю, что результатом нашей сегодняшней работы будут и определенные законотворческие выводы, ну и также, конечно же, работа, связанная с рассмотрением бюджета, возможных корректировок в бюджет как на текущий, так и на последующие годы. Спасибо.

В.И. МАТВИЕНКО. Спасибо, Александр Дмитриевич. Благодарю Вас.

Коллеги, у нас в повестке дня два основных вопроса. У вас нет возражений?.. Мы заранее с вами согласовывали повестку. И один вопрос – организационный, об изменении состава Президиума Совета законодателей. Замечаний нет. Утверждаем повестку.

Времени на работу мало, поэтому, коллеги, убедительная просьба: до пяти минут. До пяти минут можно все умные мысли высказать. Иначе будет отключаться микрофон, и на трибуну будет выходить следующий выступающий. Очень хочется, чтобы все высказались, а желающих выступить много.

Переходим к рассмотрению первого вопроса – актуальные вопросы развития социального питания в Российской Федерации.

Валерий Владимирович Рязанский, председатель Комитета по социальной политике.

В.В. РЯЗАНСКИЙ. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Впервые термин "социальное питание" появился в Доктрине продовольственной безопасности РФ, утвержденной указом президента 30 января 2010 года, согласно которой социальное питание – один из важных инструментов поддержки отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности, а основной целью социального питания является обеспечение различных категорий граждан (прежде всего это дети раннего, дошкольного и школьного возраста, беременные и кормящие женщины, граждане старшего поколения, инвалиды) качественным и здоровым питанием в различных государственных, муниципальных учреждениях, образовательных и медицинских организациях, в организациях социального обслуживания, отдыха и оздоровления детей за счет или с участием бюджетов различных уровней.

Проблематика рассматриваемого сегодня вопроса состоит в том, что современная сфера социального питания – достаточно сложная система, которая включает в себя органы управления, учреждения, в которых организуется социальное питание, организации, производящие пищевую продукцию для социального питания, группы населения, для которых оно и организуется. Особенностью является то, что вопросы социального питания "разбросаны" (в кавычках) по различным отраслевым законам и подзаконным актам – о социальном обслуживании, об образовании, об охране здоровья граждан. В этих законах установлены, как правило, рамочные нормы организации этого питания.

Именно по указанным выше причинам на сегодняшний день мы имеем неоднородную, пеструю ситуацию в регионах. Примером может служить уровень обеспечения горячим питанием школьников, который в разных субъектах существенно различается. При этом в среднем по Российской Федерации охват школьников горячим, например двухразовым, питанием составил в прошлом году 30 процентов. Уверен, что более детально об этом скажет замминистра просвещения Татьяна Юрьевна Синюгина.

Мы провели анализ законодательства регионов. Специальные законы есть только в некоторых регионах – это Санкт-Петербург, в котором с 2008 года действует закон о социальном питании, аналогичные законы приняты в 2014 году в Московской и Ульяновской областях. В Новосибирской области утверждена Стратегия формирования системы социального питания. Важно отметить, что в регионах, где есть специальные законы, проводится единая политика в сфере социального питания, определен ответственный орган исполнительной власти, установлен порядок межведомственного взаимодействия. Как результат, система управляется более эффективно, что положительно сказывается прежде всего на здоровье детей – более низкие показатели заболеваемости. Я не буду перечислять болезни. О влиянии хорошо организованного питания на показатели здоровья профессиональнее меня скажет Вероника Игоревна Скворцова, а опытом работы в регионе поделится председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Серафимович Макаров.

К сожалению, мы делаем вывод, что размытость и неопределенность имеющихся форм о социальном питании в различных федеральных отраслевых правовых актах отражается и на региональном нормотворчестве. Комитет провел анализ проблем, с которыми сталкиваются регионы, и выделил несколько общих и системных нерешенных проблем.

Законодательством до настоящего времени не определено понятие "социальное питание", не являются обязательными требования к нормам обеспечения пищевыми продуктами, режиму и иным особенностям питания при организации социального питания. Требования федерального закона № 44 жестко ориентированы на ценовые параметры. Средняя стоимость набора пищевых продуктов на человека в день может значительно отличаться не только в различных субъектах Российской Федерации, но и в однотипных организациях социальной сферы даже в одном регионе. Проблемным является контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов при их поступлении в организации, осуществляющие социальное питание. Не определены конкретные полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и муниципальных органов в сфере организации социального питания. Как результат, нерешенность вышеперечисленных проблем выливается в серьезные нарушения в сфере организации питания детей, людей старшего поколения, связанные в первую очередь с качеством оказываемой услуги питания в условиях приоритетности ценовой политики при определении победителей конкурса. Помимо этого структура питания характеризуется сниженным потреблением наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов – мяса, рыбы и так далее, не говоря уже о специальных обогащенных добавках и микроэлементах.

Коллега-сенатор Ирина Альфредовна Гехт и представитель Роспотребнадзора Ирина Викторовна Брагина затронут эту проблематику в своих выступлениях.

Уважаемые коллеги! Все изложенное мною дает нам основание считать вопросы организации системы социального питания в регионах не до конца решенными как с точки зрения социальной справедливости или некоего стандарта благополучия, так и с точки зрения ориентированности на вложение в здоровье будущего поколения.

Хотелось бы услышать мнения коллег для дальнейшей работы над... (Микрофон отключен.)

В.И. МАТВИЕНКО. Валерий Владимирович, спасибо Вам. И спасибо за то, что активно этим занимаетесь. Я попрошу взять слово Веронику Игоревну Скворцову, министра здравоохранения. Коллеги, министру давайте до 10 минут дадим (если Вам необходимо).

Пожалуйста, Вероника Игоревна.

В.И. СКВОРЦОВА. Глубокоуважаемые Валентина Ивановна, Александр Дмитриевич, Ирина Анатольевна, Николай Васильевич! Глубокоуважаемые коллеги!

Широкое распространение заболеваний, риски возникновения которых напрямую связаны с нарушением питания, является серьезным вызовом для настоящего и будущего нашей страны. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире 44 процента случаев заболевания диабетом и до 41 процента раковых заболеваний вызваны избыточным весом и ожирением. По данным эпидемиологического исследования, проведенного в нашей стране, абдоминальное ожирение отмечается более чем у двух третей обследованных, что отражает общемировые тенденции последних лет. Выявлено увеличение распространенности ожирения с возрастом. В российской популяции в возрасте 35–44 ет ожирением страдают 27 процентов мужчин и 25 процентов женщин, а в возрасте 55–64 года – 36 и 52 процента соответственно. За последние 10 лет наблюдается двукратный рост распространенности ожирения у мужчин – с 12 до 27 процентов.

По данным мониторинга, в течение последнего десятилетия параллельно с ростом выявления ожирения выявляются также тенденции к распространенности артериальной гипертензии и изменения толерантности к глюкозе, так называемый предиабет, в рамках единого метаболического синдрома – важного этиологического фактора всех сосудистых катастроф. В 1993 году гипертония выявлялась у 34 процентов мужчин, а в 2013 году – у 42 процентов. Существенную роль в развитии гипертонии играет высокое потребление соли, а в развитии диабета – повышенное потребление сахара.

Ведущая роль в росте их распространенности принадлежит нездоровому питанию. Согласно исследованию ЭССЕ, которое проводилось широко по всей территории нашей страны, избыточное количество соли потребляет 50 процентов обследованных, чаще – мужчины. По данным социальных опросов, в заведениях фаст-фуда периодически питается каждый пятый россиянин, в особенности жители мегаполисов. Способы приготовления пищи, кратность, режимы питания – все это влияет на развитие заболеваний человека, прежде всего желудочно-кишечного тракта.

За последние годы в целях борьбы с нарушениями питания Правительством РФ была сформирована системная правовая база, разработаны и утверждены Основы госполитики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года, Доктрина продовольственной безопасности РФ, стратегия повышения качества пищевой продукции на период до 2030 года, рекомендуемые нормы рационального питания утверждены в 2016 году приказом Минздрава России.

Указанные документы предусматривают целый спектр действий по приоритетным направлениям, в числе которых – развитие производства продуктов питания и сырья, отвечающих требованиям качества и безопасности, совершенствование системы питания в организованных коллективах, прежде всего детей, так называемое социальное питание, формирование системы мониторинга состояния питания населения в нашей стране и обогащение продуктов питания незаменимыми компонентами. Указанные мероприятия реализуются Минздравом совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством просвещения, Роспотребнадзором, и сегодня коллеги дополнительно проинформируют по своим компетенциям.

Несмотря на значительный прогресс по целому ряду направлений в рамках реализации стратегических документов в этой области, питание россиян нельзя считать в полной мере рациональным. Приведу лишь один пример: в 2017 году, по данным Росстата, потребление населением овощей составило 73 процента от рекомендуемых норм, а сахара и кондитерских изделий, наоборот, 130 процентов. В связи с этим основное внимание Минздрава в настоящее время сосредоточено на выработке дополнительных мер, направленных на мотивирование населения к выбору сбалансированного рациона питания. Данное направление стало одним из ключевых в рамках разработанного Минздравом федерального проекта "Укрепление общественного здоровья", входящего в нацпроект "Демография".

В 2018 году специалистами министерства совместно с социологами и психологами была разработана и начата коммуникационная компания по продвижению здорового образа жизни и здорового питания. Она основана на выборе корректных, мотивирующих сообщений для целевых групп населения, то есть на принципах таргетинга. Охват информационно-коммуникационной компанией ежегодно составит более 70 процентов населения страны старше 12 лет.

Важную роль в популяризации принципов здорового питания будут играть создаваемые в рамках федерального проекта центры общественного здоровья, основной задачей которых станет проведение эффективных профилактических мероприятий в местном сообществе, вовлечение органов местного самоуправления, органичная интеграция принципов охраны здоровья в городскую среду на основе межведомственного взаимодействия и привлечения гражданского общества, НКО социальной направленности, волонтерских движений.

Кроме того, отдельной задачей федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" является минимизация потребления сахара и соли, в том числе детьми. Для этих целей предусмотрена разработка нормативных правовых актов, основанных на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения.

Экспертами предлагаются различные модели, в числе которых, например, введение акцизных налогов на напитки, содержащие повышенное количество сахара. За рубежом такой положительный опыт широко распространен – это Франция, Венгрия, Мексика, Ирландия, большинство штатов Соединенных Штатов Америки и так далее. Мы приглашаем членов парламента принять активное участие в работе по этим проектам.

Большой блок мероприятий в федеральном проекте, направленный на повышение качества и безопасности продуктов питания, а также популяризацию принципов здорового питания, будет реализован Роспотребнадзором.

Уважаемые коллеги, одной из самых серьезных проблем в плане питания, прежде всего, детей, остается микронутриентная недостаточность, прежде всего, дефицит йода. Я хотела бы отметить, что вся наша страна, 85 регионов, находится в географическом и климатическом поясе йоддефицитности. Советский Союз в свое время был пионером в мире по внедрению модели ликвидации йодного дефицита. Сегодня в России в медицинской помощи ежегодно нуждаются более 650 тысяч детей с заболеваниями щитовидной железы. Многие из этих случаев заболеваний могли бы быть предупреждены, если бы дети получали достаточное количество йода с пищей.

Минздравом совместно с эндокринологическим научным сообществом разработан и проходит межведомственное согласование проект федерального закона об йодировании пищевой поваренной соли как наиболее эффективной и недорогой меры по профилактике йоддефицитных состояний. Мы просим законодателей активно поддержать данный законопроект.

Решению обсуждаемых сегодня проблем должен способствовать разработанный членами Совета Федерации законопроект о детском питании, включающий весь спектр вопросов – от рациона до приготовления пищи. Мы признательны коллегам-законодателям за подготовку такого значимого документа в области социального питания и готовы активно участвовать в его доработке. Работа эта уже начата с соответствующим подразделением Министерства здравоохранения. Уверены, что совместными усилиями нам удастся решить эти важные для здоровья и благополучия населения нашей страны вопросы. Спасибо за внимание.

В.И. МАТВИЕНКО. Спасибо, Вероника Игоревна. Благодарю Вас. Присаживайтесь.

Я попрошу взять слово Ирину Викторовну Брагину, заместителя руководителя Роспотребнадзора.

И.В. БРАГИНА. Качественное и полноценное питание является важнейшей составляющей, влияющей на здоровье людей, особенно социально уязвимых групп населения – беременных женщин, кормящих матерей, детей различных возрастов и пожилых людей. Мы также обеспокоены увеличением количества алиментарно-зависимых заболеваний. За последние пять лет только среди подростков заболеваемость ожирением увеличилась в два раза, среди детей – на 16 процентов. Гастриты, дуодениты среди детей стали встречаться в два раза чаще.

Неполучение детьми в достаточном количестве основных питательных веществ, минералов, витаминов может сказаться на росте и развитии, состоянии здоровья растущего организма и в дальнейшем на состоянии здоровья населения в целом. То есть в данном случае речь идет уже не только о безопасном питании, но, главное, о качественном.

В разработанной по поручению Президента РФ Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года введено новое понятие – "качество пищевых продуктов" – которое впервые определено как "совокупность характеристик пищевой продукции, соответствующих заявленным требованиям и включающих ее безопасность, потребительские свойства, энергетическую, пищевую ценность и способность удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях использования в целях обеспечения сохранения здоровья человека".

Однако в настоящее время техническими регламентами Евразийского экономического союза предусмотрены обязательные требования лишь к безопасности отдельных видов пищевой продукции. Поэтому вопросы качества, минимальных требований и стандартов должны найти законодательное закрепление, равно как и определение социального питания, основных подходов и принципов по его обеспечению. При этом мы понимаем, что качество продукции – это категория в том числе и экономическая, и подходы к организации социального питания в субъектах РФ различны и сопряжены с их финансовыми возможностями. Требуется корректировка законодательства о закупках, поскольку критерием определения победителя конкурса должна являться не только цена, но и опыт поставщика, его отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.

Мы отмечаем, что на сегодняшний день в секторе бизнеса, оказывающего услуги питания и поставку продуктов в социальные учреждения, ситуация далека от идеальной. Так, только за сентябрь – ноябрь текущего года Роспотребнадзором были проведены проверки в отношении 2313 поставщиков пищевых продуктов, работающих с объектами социальной инфраструктуры, из них в 77 процентах случаев отмечено нарушение санитарного законодательства и законодательства в сфере технического регулирования.

Полагаем, что совершенствование законодательных основ регулирования отношений в области социального питания в целях обеспечения отдельных категорий граждан, и прежде всего наиболее уязвимых его слоев (беременных женщин, кормящих матерей, детей различных возрастов и пожилых людей) не только безопасным, но и полноценным, качественным питанием требует поддержки. При этом правовые подходы, юридическая техника установления соответствующих норм могут быть реализованы как в виде отдельного закона, определяющего принципы организации социального питания, так и в виде закона о внесении изменений в отраслевые законодательные акты.

В.И. МАТВИЕНКО. Спасибо большое. Присаживайтесь. Вашему руководителю от нас всех передайте привет.

Коллеги, после одного неприятного случая (сейчас не буду называть регион), когда было отравление детей, комиссия разбиралась, и оказалось, что конкурс выиграла (как это всегда бывает, потому что единственный критерий – это цена) контора "Рога и копыта", которая зарегистрирована в однокомнатной квартире по какому-то адресу. Она выиграла конкурс, наняла на субподряд непонятную тоже организацию, которая без соблюдения санитарных требований к качеству и так далее это делала. После этого у нас был серьезный разговор с руководителем ФАС Артемьевым, и он согласился, что, когда речь идет о детском питании, о школах, детских садах и так далее, не только цена, но и качество продукции... А главное, дополнительное условие конкурса может быть – наличие соответствующей инфраструктуры по приготовлению еды для детских учреждений.

Николай Васильевич, я попрошу (может, Алексей Петрович ответит)... Должна была ФАС скорректировать свои нормативные документы. Либо это надо все-таки прописать в нормативном акте правительства или в законодательстве. Уточните, пожалуйста. Это принципиальная позиция. Но в принципе обязательно надо следовать таким путем: дополнительные условия конкурса – качество и наличие инфраструктуры по приготовлению детского питания.

Вячеслав Серафимович Макаров, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

В.С. МАКАРОВ. Организация социального питания – это, безусловно, неотъемлемая составляющая государственной социальной политики. Санкт-Петербург был первопроходцем в этом вопросе. В 1995 году в нашем городе был создан уполномоченный орган исполнительной власти – Управление социального питания.

Глубокоуважаемая Валентина Ивановна, Вы знаете, что подписал это распоряжение (ксерокопию я сюда привез) Владимир Владимирович Путин, тогда первый вице-мэр. Я поговорил со всеми сотрудниками, которые работали с ним тогда, в то время, 23 года назад, они мне сказали, что это была его принципиальная позиция.

С его стороны было жесткое указание не отдавать социальное питание на откуп коммерсантам, бизнесу, а сохранить государственный контроль и вдумчивое регулирование в этой сфере. Эту идею мы поддерживаем и сейчас, говоря о необходимости принятия федерального закона, который свел бы все нормы и правила под единый знаменатель. Мы же прекрасно понимаем, что всегда должна быть четкая система законодательства, а любая разрозненность – это как несшитые клочки.

Еще хочу сказать, что более 10 лет назад губернатор нашего города Валентина Ивановна Матвиенко внесла первый в России закон "О социальном питании в Санкт-Петербурге". Все семь фракций депутатских групп, которые тогда были в Законодательном Собрании, единогласно это поддержали, и этот закон успешно более 10 лет работает.

Сейчас система социального питания Санкт-Петербурга – это более 2,5 тысячи учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты. Питание получает ряд категорий. Первая – это воспитанники детских домов и детских садов, школьники и учащиеся профессиональных училищ, пациенты больниц и санаториев, дети и подростки в оздоровительных учреждениях, люди
24 декабря 2018