Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
«Умирающий лебедь» русского балета
12 февраля 1881 года в дачном поселке под Петербургом родилась Анна Павлова, которой суждено было стать выдающейся балериной XX века. Мы вспомним интересные подробности биографии, головокружительные фуэте и фантастическое обаяние великой балерины.
12 февраля 1881 года в дачном поселке под Петербургом родилась Анна Павлова, которой суждено было стать выдающейся балериной XX века. Мы вспомним интересные подробности биографии, головокружительные фуэте и фантастическое обаяние великой балерины.
Из всех балерин XX столетия Павлову можно назвать одной самых красивых и впечатляющих своим обаянием женщин. Удивительная грация, гордая посадка головы и непременная чуть заметная улыбка не могли не вызывать восхищения. Однако, несмотря на огромный успех у мужчин, о личной жизни Павловой известно немногое. Может быть, все дело в том, что балерина считала служение искусству смыслом своей жизни и даже сказала однажды: "По-моему, истинная актриса должна жертвовать собой своему искусству. Подобно монахине, она не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин". Вероятно, поэтому история, хранящая огромнейший материал о ее карьере, оставила очень мало сведений о ней самой.


Рождение легенды

Известно, что Анна Павлова родилась в дачном поселке Лигово, где находились фешенебельные особняки и куда предпочитала выбираться из города на лето петербургская знать. Своего отца, бывшего отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова, девочка не помнила, да и мало кто верил в то, что она была дочкой обычного служивого.

Поговаривали, что ее настоящим отцом являлся Лазарь Поляков, банкир и младший брат известного строителя железных дорог Самуила Полякова. К тому же бедное детство будущей примы плохо увязывалось с летним отдыхом в двух-

этажной даче в Лигове, частые посещения ею Мариинского театра, где абонировались лучшие места, а также обучение в Императорской балетной школе, уроки в которой могли брать дети только очень обеспеченных родителей.


"Пушинка на ветру – она будет летать на сцене"

Характер Павловой – волевой, решительный и целеустремленный – начал проявляться еще в детстве. В возрасте восьми лет девочка, сидя на спектакле в Мариинском театре, категорично сказала своей матери: "Я буду танцевать "Спящую Красавицу" в этом театре!" Желание скоро стало претворяться в жизнь: девять лет Павлова провела в балетной школе, где уклад жизни был по-монастырски суров, а обучение – тяжелым, но плодотворным. Здесь следовали традициям классического балета, великолепно ставили технику и не терпели лени. Однако на пути поступления в балетную школу Павлову встретили препятствия. Первая попытка поступить сюда закончилась провалом: балетмейстеры сочли девочку слишком хрупкой и чересчур болезненной. Судьба ее решилась во время второй попытки, когда знаменитый на весь мир солист балета и хореограф Мариус Петипа, увидев пробы юной Павловой, сказал: "Пушинка на ветру – она будет летать на сцене". После такого резюме Павлова была принята в школу.

После окончания Вагановского училища, в 1899 году Анна Павлова поступила в труппу Мариинского театра, где танцевала партии в классических балетах "Щелкунчик", "Конек-Горбунок", "Раймонда", "Баядерка", "Жизель". Железная воля и не терпящий поблажек характер, благодаря которому даже во время болезни она выходила на сцену и каждый раз выступала лучше, чем в предыдущий, помогли ей в 1906 году стать ведущей танцовщицей труппы. Уже тогда критики балета выделили ее уникальную и самобытную манеру танца, которая, не выходя за рамки классического балета, была оригинальной и превращала знакомые сюжеты в шедевральные динамические зарисовки, где было много драматичного, эмоционального и одновременно сдержанного.


"Умирающий лебедь" Фокина
и "Русские сезоны" Дягилева

Первым наиболее заметным скачком в карьере стало участие Павловой в 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре, где она исполнила специально поставленную для нее выдающимся хореографом Михаилом Фокиным миниатюру "Лебедь". Позже номер, ставший символом русского балета, получил название "Умирающий лебедь".

Балет Фокина стал новым этапом в формировании русского танца, который приверженцы классики восприняли как откровенное оскорбление и опошление традиций. Однако новый век требовал новых решений, и, когда в 1908 году Александр Бенуа представил известному антрепренеру Сергею Дягилеву Фокина, тот пришел в восторг и пригласил балетмейстера к себе в труппу, которая должна была отправиться в Европу с программой "Русские сезоны" и показать миру, что значит "танец по-русски".

В труппу, которая должна была отправиться в Париж, вошли также Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Анна Павлова – тройка самых мощных мастеров отечественного танца. "Русские сезоны" имели шумный успех, портрет кисти Серовой с изображением Павловой стал эмблемой программы, а выступление "Лебедя" – "доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, но должен проникать в душу".


Всемирная слава и почитание

Триумф Павловой был воистину грандиозным. Имя балерины стали произносить с обожанием и поклонением. Однако Анна сделала неожиданный ход. Несмотря на то, что на протяжении дальнейших 20 лет она танцевала "Умирающего лебедя", всегда с теплотой отзывалась о своем участии в "Русских сезонах", буквально сразу после окончания гастролей Анна решила собрать собственную труппу и уйти от Дягилева.

Все дело в том, что наряду с демонстрацией достоинств русского балета, "в Париже русское искусство подавали, как и русские кушанья, по обычаю слишком роскошно, слишком уж сытно..." – писала Павлова. Позже она говорила, что "не танцевала там того, чем создала себе имя...".

Павлова ценила эстетику танца и считала, что ее не должны заслонять шикарные декорации, грандиозное оформление, даже если оно создано самим Леоном Бакстом. По ее представлению, танец должен был оттенять сам себя, не прибегая к подручным средствам.

После ухода из труппы Дягилева Павлова создала свою, с которой гастролировала около 20 лет, заслуживая овации в самых отдаленных частях света.


"Приготовьте мой костюм лебедя"

Последнее выступление Павловой в Мариинском театре состоялось в 1913 году, а в России – в 1914 году, после чего она безвозвратно уехала в Англию. На родину Павлова так никогда и не вернулась. Возможно, если бы колесо истории России покатилось в иную от социализма сторону, она бы приезжала с гастролями и, может быть, даже переехала обратно, однако Павлова и ее слишком свободный балет не вписывались в формальное искусство советской России. Балерина осталась в столице Англии.

Умерла Павлова в возрасте 49 лет, когда зимой 1931 года, переезжая в Голландии с одного концерта на другой, балерина попала в железнодорожную катастрофу. Она осталась жива, однако, оказавшись в лютый мороз в одном лишь тонком платье, она простудилась и скончалась в последний день января в Гааге. Ее похоронили в Лондоне. Поговаривают, что последними словами великой балерины были: "Приготовьте мой костюм лебедя".

Анастасия ЧАЙКОВСКАЯ.

18 февраля 2019