Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Донор развития страны
в XX веке
Описание
На заседании СФ 13 марта в рамках "правительственного часа" выступил вице-премьер А. Гордеев. В преддверии мероприятия Алексей Гордеев принял участие в расширенном заседании профильного комитета верхней палаты вместе с Министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым. Публикуем выступление А. Гордеева и его ответы на вопросы сенаторов.
Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые сенаторы, коллеги!

Прежде всего, хочу поблагодарить вас за то внимание, которое постоянно уделяет Совет Федерации вопросам развития сельских муниципальных образований.

Напомню, что начиная с 2003 года главным инструментом развития сельских территорий являлась федеральная целевая программа "Социальное развитие села" и она действовала в том или ином виде до 2018 года. В 2018 году ФЦП была преобразована в подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий" общей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков, а затем в ведомственную целевую программу, что, на мой взгляд, снизило уровень внимания к этой важной теме.

Кратко остановлюсь на итогах.

За период с 2003 по 2018 г. совокупный объем финансирования, включая средства федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников, направленных на реализацию программ развития сельских территорий составил 518 млрд. руб. В год в среднем на одно сельское поселение пришлось 2 млн. рублей, а в поселение входит в среднем порядка 10 деревень и сел.

Было построено 22,0 млн. квадратных метров жилья, в том числе свыше 8 млн. квадратных метров для молодых семей и молодых специалистов.

Введены в строй: новые школы – на 119 тыс. ученических мест; учреждения культурно-досугового типа – на 33 тысячи мест; 1380 фельдшерско-акушерских пункта и офиса врача общей практики; 681 плоскостное спортивное сооружение.

Проложено: более 70 тыс. километров распределительных газовых сетей; порядка 2,5 тыс. километров автомобильных дорог. Постоянной круглогодичной связью по дорогам общего пользования с твердым покрытием обеспечено 707 сел; 25 тыс. километров локальных водопроводов.

Если говорить о программе текущего 2019 года, то общий объем финансирования должен составить 25 млрд. 400 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета более 17 млрд. рублей, то есть цифры достаточно скромные в масштабах нашей страны.

Кратко информируя членов Совета Федерации о результатах реализации программы "Развитие сельских территорий", важно ответить на вопрос: а какова на данный момент реальная ситуация в сельских населенных пунктах России?

И сегодня можно констатировать, принятые меры и достигнутые результаты явно недостаточны для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения, сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий и выполнения ими общенациональных функций: производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, а также сохранения историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержания социального контроля и освоения сельских территорий.

В первую очередь, существующие проблемы на селе отразились на демографической ситуации.

За последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 млн. человек. Исходя из данных последней всероссийской переписи населения (2010 год), в России числится 153 тысячи сельских населенных пунктов, из которых почти в 20 тысячах, а это около 13%, отсутствует постоянное население.

Существующие проблемы сельских территорий, к сожалению, носят комплексный характер, что отражается прежде всего в высоком уровне безработицы – 8% (в городе – 4,3%).

Доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 20% (в городе – 11,2%), а заработная плата в сельском хозяйстве почти в два раза ниже, чем в в среднем по экономике страны.

Обеспеченность основными социальными благами остается крайне низкой. Это касается и жилищного фонда, качества объектов образования, доступности здравоохранения, дорожной сети, отсутствия качественной питьевой воды, интернета. Список можно продолжить.

В целом, перечисленные и многие другие проблемы, накопившиеся на селе, привели к снижению привлекательности сельской местности, препятствуют ее социально-экономическому развитию. Нельзя не обратить внимание на то, что в числе последствий этих проблем возникло новое весьма необычное и несвойственное для нашей страны явление – по рождаемости российское село впервые уступило городу. Этот тревожный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует необходимости принимать кардинальные меры, чтобы данное явление не стало тенденцией.

Причины недостаточного уровня социально-экономического развития села кроются как в исторически накопившихся проблемах (село в 20 веке зачастую было донором развития страны), так и в недостатках действующих государственных механизмах развития сельских территорий на современном этапе.

Основными факторами, тормозящими развитие сельских территорий, являются: ведомственная разобщенность на всех уровнях в управлении сельскими территориями; узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие эффективных механизмов осуществления программ всестороннего сельского развития; отсутствие комплексного подхода к развитию сельских территорий в преодолении бедности, неравенства и безработицы; низкий уровень диверсификации сельской экономики и слабая поддержка развития предпринимательской активности; недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение; низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями.

В целом сложилась огромная региональная дифференциация в социальной ситуации на селе. Только 18 субъектов РФ в этом отношении можно назвать относительно благополучными – республики Татарстан, Башкортостан, Тамбовская, Белгородская, Воронежская области, Краснодарский край и т.д.. Наиболее проблемными являются 29 субъектов РФ, к которым относятся регионы стагнирующие на низком уровне социального развития – республики Бурятия, Тыва, Карелия, Забайкальский край, Новгородская, Псковская, Кемеровская области, список можно продолжить.

В связи со сложившейся ситуацией Президентом Российской Федерации по итогам совещания в Ставропольском крае поручено Правительству в срок до 1 июня 2019 года разработать и утвердить государственную программу по развитию сельских территорий (протокол поручений от 31 октября 2018 г. № Пр-2014 (подпункт "а" пункта 1).

Сроки достаточно сжатые, тем не менее, необходимо, чтобы новая Госпрограмма комплексного развития сельских территорий в соответствии с поручением Президента Российской Федерации заработала с 1 января 2020 года.

В настоящее время Минсельхоз России осуществляет подготовку новой Госпрограммы с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, научных, учебных и общественных организаций.

Создана межведомственная рабочая группа для обсуждения приоритетных направлений и механизмов реализации Госпрограммы.

Работа в данном направлении ведется также и с учетом имеющегося зарубежного опыта в реализации подобных программ.

В большинстве развитых стран развитие сельских территорий вышло на первый план и является одним из главных направлений региональной политики, например, в Евросоюзе, США, Канаде, Китае и многих других странах.

Так, в Европейском Союзе реализуется программа "LEADER", которая является интеграционным и межсекторальным инструментом развития сельских территорий, направленным на стимулирование устойчивого развития сельской местности, поддержку локальных проектов развития территорий, инициированных на местном уровне, в том числе связанных с созданием новых рабочих мест.

Принцип этой программы заключается в стимулировании местного сообщества к разработке и реализации проектов социально-экономического развития, соучастию в принятии решений и распределению ресурсов.

В США управлением развития сельских территорий на федеральном уровне занимается специально созданное Агентство (USDA Rural Development, далее – Агентство) при Министерстве сельского хозяйства США (USDA). Руководитель Агентства имеет статус заместителя министра. В сферу деятельности Агентства входит широкий круг вопросов сельского развития: финансирование строительства жилья в сельской местности, создание эффективной инженерной и другой инфраструктуры, а также развитие различных альтернативных видов бизнеса, в том числе посредством кооперации.

Возвращаясь к нашей ситуации. На мой взгляд, Госпрограмма развития сельских территорий должна быть основана на комплексном подходе, который предусматривает: сбалансированное развитие, включающее экономический, экологический и социально-демографический аспекты, без сочетания которых невозможно обеспечить устойчивость развития; охват всего пространства сельских территорий с учетом их типологии, состояния, перспектив развития и необходимости приостановки деструктивных процессов.

Кроме того, важно учесть в программе целеполагание Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной в феврале текущего года, где одной из целей является сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей.

Исходя из этого, основными целями будущей Госпрограммы должны стать:

– повышение качества жизни и уровня благосостояния сельского населения;

– расширенное воспроизводство человеческого капитала и создание сбалансированной системы расселения с учетом задач пространственного развития;

– обеспечение экологической безопасности сельских территорий.

При этом следует отметить, что эти цели должны быть увязаны как с развитием основного агропромышленного производства, так и другими несельскохозяйственными видами деятельности. И последнее, является на этом этапе самым актуальным!

Для достижения указанных целей предстоит решить задачи по:

– преодолению сельской бедности через создание условий для роста занятости и доходов сельского населения;

– развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий до современного уровня;

– созданию комфортных и экологически благоприятных условий проживания;

– повышению доступности государственных и муниципальных услуг для сельского населения.

Повторюсь, важнейшим должен стать комплекс мер по диверсификации сельской экономики, включая предоставление малому бизнесу субсидируемых кредитов на развитие несельскохозяйственной деятельности (переработка сельскохозяйственной продукции, аграрный и сельский туризм, сбор и переработка дикоросов, альтернативная энергетика и др.). Необходимо стимулирование экономически активных людей и, прежде всего, сельской молодежи.

Начиная с текущего года в рамках утвержденных национальных проектов и отраслевых государственных программ предусмотрен ряд мероприятий, проводимых в том числе и в сельских поселениях. Поэтому важно, чтобы новая Госпрограмма была скоординирована с уже действующими мероприятиями и планами в рамках бюджетов различных федеральных органов исполнительной власти.

Считаю, что при этом координирующая роль должна быть возложена на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Необходимо с одной стороны исключить дублирование полномочий в рамках реализации государственной политики в отношении сельских территорий, с другой стороны, обеспечить синергию комплекса мер, реализуемых всеми государственными органами исполнительной власти в этой сфере.

Реализация Госпрограммы предусматривает формирование на начальном этапе правовых, организационных и методических условий, необходимых для ее эффективной реализации, включая проведение научных исследований и анализа состояния сельских территорий на основе их мониторинга, разработку критериев оценки и стандартов качества жизни.

Что касается ресурсного обеспечения Госпрограммы, то источником ее финансирования должны стать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частные инвестиции. При этом уровень софинансирования мероприятий со стороны участников Госпрограммы должен учитывать социально-экономическое положение в субъектах Российской Федерации.

По предварительным расчетам требуемое ежегодно финансирование мероприятий программы должно составлять порядка 250 млрд. рублей, в том числе 200 млрд. рублей – из федерального бюджета. Это позволит кардинально изменить ситуацию в сельской местности и в течение десяти лет достичь заявленных целей.

В настоящее время часто на дискуссионных площадках различных форумов звучат предложения о том, что прорыв в экономике страны необходимо сделать за счет развития только крупных агломераций и давайте на этом сосредоточим внимание и ресурсы государства. А уж затем поэтапно начнем развивать остальные территории.

С этим категорически нельзя согласиться!

Во-первых, экономика не должна быть ради экономики, ради хороших цифровых показателей. Возникает вопрос – а где люди в этих расчетах?

Во-вторых, крупные агломерации и так развиваются быстрыми темпами. И это на фоне деградации сельских территорий. Никаких следующих этапов не будет, просто поддерживать уже будет некого. И это уже вопрос геополитический, связанный с тем, как нам сохранить контроль над громадными территориями нашей страны.

Учитывая, что в настоящее время разработка Госпрограммы идет полным ходом, приглашаю членов Совета Федерации принять активное участие в этой работе.

Абсолютно убежден, что ваш профессиональный опыт и понимание специфики потребностей регионов, которые вы представляете, имеют важнейшее значение при подготовке действительно эффективной и востребованной на селе и в целом в нашей стране госпрограммы!

Благодарю за внимание!



После выступления А. Гордеев ответил на вопросы сенаторов.

Леонов С.Д., Смоленская область

Недавно Миллер отчитывался Путину об итогах газификации страны. В смоленской области 2 села остались без газификации. Проблема в том, что на это мероприятие Газпром требует финансирование из баланса сельских поселений. Как заставить Газпром забрать эти газопроводы с баланса поселков?

Ответ:

Этот вопрос нужно решать в частном порядке. Насколько я знаю, не все муниципалитеты хотят от них избавиться, некоторые и отдают деньги. Но все равно вопрос чувствительный – будем смотреть в частном порядке.

Лисовский С.Ф., Курганская область

Как вы знаете, в нашем регионе 40% сельского населения. В некоторых вопросах нашу область необходимо выделять как сельский. Будет ли разработана какая-то типология, выделение в отдельную группу сельских территорий в госпрограмме?

Ответ:

Есть предложение сгруппировать регионы по своей специфике. Есть регионы доноры, регионы со своим традиционным укладом сельского хозяйства (Якутия, Башкирия). Ваше предложение будет учитано.

Полетаев В.В., Республика Алтай

Вопрос по низкому обеспечению здравоохранением сельских территорий.

Ответ:

Цель госпрограммы – не забирать на себя все деньги от других министерств на цели развития села. Опыт из разных регионов показывает, что ФАПы успешны. Замминистр Минздрава ответит подробнее.

Салагай О.О., замминистра здравоохранения

Алексей Гордеев все верно заметил. Планируется создать 300 ФАПов, станций с врачами общей практики. Половина аварийных сооружений будет заменена.

Гумерова Л.С., Республика Башкортостан

Вопрос про пчеловодство – крайне важно для республики. Подали документы на проведение мероприятия в республике – утвердили программу, площадку и т.д. Когда будет утверждено правительством? (Перенос сроков проведения конгресса "Апимондия", который пройдет в Уфе в 2021 году. Организаторы запланировали перенести мероприятие с конца сентября на конец августа – самую "горячую" для пчеловодов пору.)

Ответ:

Насколько я знаю он уже в правительстве (документ). В течение 10–14 дней будет ответ

Фомин И.В., Ленинградская область

Вопрос про туризм. Перспективное направление – развитие агротуризма в российских регионах. Есть ли планы у правительства на поддержку агротуризма на федеральном уровне ? Если да, то какие?

Ответ:

Я дважды делал упор в своем докладе что необходимо развивать альтернативные виды деятельности. Агротуризм – это растущая сфера во всех странах. Это будет один из главных элементов будущей госпрограммы. Субсидирование каких-то инфраструктур будет

Кондратенко А.Н., Краснодарский край

Расходы на осуществление принятых правительством 13 нацпроектов с 2018–2024 составляет 25,7 трлн. руб. Большая часть этих средств направляется в города и другие крупные населенные пункты. Сельские территории нуждаются в развитии для закрепления жителей в селе. Одно из направлений – доступное жилье в сельской местности – где 70–80% жилого фонда находится в аварийном состоянии. Какие меры предусматриваются в госпрограмме и для каких территорий?

Ответ:

Если в целом – расходы бюджетных средств на одно жителя в селе и в городе отличаются в 10 раз (50 тыс. на городского и 5 тыс. на сельского). Если о текущей программе – поддержка слабая, выделяется порядка 5 млрд. руб. на всю Россию и мы видим по заявкам там 500 млн. чел, заявку удовлетворяют 1 к 10. Надо посмотреть по механизму – государство выделяет средства вместе с регионами как это делалось еще в советском союзе – нагрузка на человека всего 30%. Не получается существенно расширить доступность жилья. Поэтому будем смотреть как подход – будем советоваться с районами и муниципалитетами – так и существенное увеличение финансирования.

Журавлев Н.А., Костромская область

Известно что у небольших с/х предприятий есть трудности с получением банковских кредитов с господдержкой. Это связана также с несколько устаревшими критериями допуска банков к участию в госпрограмме субсидирование процентных ставок. Часто одним из критериев является наличие собственного капитала банка не менее 10 млрд. руб. – этот критерий ограничивает доступ многих региональных банков, которые исторически специализируются на обслуживание в том числе с/х предприятий в своем регионе. Планирует ли правительство переходить на критерий не размера банка а кредитного рейтинга банка при доступе к системе господдержки как это сделано правительством по многим другим направлениям например депозитам казначейства, контрактная система и др.

Ответ:

Это новое предложение, давайте его рассмотрим. Это касается действующей госпрограммы поддержки с/х – регулирование рынков. Это предложение можно рассматривать в части совершенствования новой госпрограммы. Для сведения, с точки зрения устойчивости в целом с/х сектора по проверенным данным мы уже знаем что будет 86% прибыльных предприятий с/х, уровень рентабельности в среднем превысит 8%. Можем констатировать что с/х будет расти.

Мархаев В.М., Иркутская область

Какие меры предпринимаются правительством по закреплению молодых кадров на селе? Интересует господдержка в части возмещения затрат с/х предприятиям на строительство либо приобретения жилья для молодых специалистов. Если да, то сколько % можно возместить?

При строительстве плоскостных спортивных сооружений в сельской местности предусматривается федеральное софинансирование затрат. Но размер средств федерального бюджета снизился за последние 5 лет, например в Иркутскую область более 5 раз. Будет ли прежний размер софинансирования?

Ответ:

В этом и есть цель госпрограммы – увеличить существенно и расширить возможности участия в этих муниципальных программах. Когда мы докладываем о строительстве этих спортивных сооружений – 600 на всю страну – вы понимаете, для одного какого-нибудь крупного региона за 15 лет это чувствительная цифра. Так что вся госпрограмма на это нацелена – расширить участия жилья, расширить строительство не только плоскостных сооружений но и ФОПов – это не так уж и дорого (сегодня это 100 млн. руб. примерно). Будем смотреть

Карлин А.Б., Алтайский край

Заявленная цифра бюджетирования 250 млрд. внушает осторожный оптимизм. Как вы относитесь к идее расширения диапазона программных мероприятий по теме устойчивого развития сельских территорий, например «комфортная сельская среда» как у города.

Другой вопрос – можно включить эту проблему в госпрограмму – защита лесозащитных полос, чрезвычайно актуальная для малолесных и степных регионов России и она ложится в озвученный вами тезис создания экологически комфортных условий проживания сельского населения.

Ответ:

Не понял – цифра хорошая или плоха "сдержанный оптимизм"?

Мы подходили к госпрограмме таким образом, чтобы рассматривать инициативы снизу представленные нам проекты в рамках сельских поселений, чтобы сами жители разрабатывали. Там надо дать широкую линейку комплексного подхода – поэтому благоустройство должно туда входить.

Лесозащитные полосы – минсельхоз делает работу, надо установить собственника всех этих лесных насаждений. Они будут в дальнейшем попадать под ответственность.

Отчет подготовила
Диана КАЧЕРМАНОВА.


18 марта 2019