Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Нужен новый закон
«О ветеринарии»
Закону Российской Федерации "О ветеринарии" 26 лет. За это время осуществлены изменения и дополнения во все статьи закона, особенно в последние 15 лет по инициативе Россельхознадзора.
Закону Российской Федерации "О ветеринарии" 26 лет. За это время осуществлены изменения и дополнения во все статьи закона, особенно в последние 15 лет по инициативе Россельхознадзора.

Одновременно проходила реформа государственной ветеринарной службы в сторону увеличения и усиления правового регулирования государственного ветеринарного надзора. Состоялась передача государственных ветеринарных учреждений в собственность субъектам страны, проходило сокращение числа ветеринарных учреждений и количества штатных должностей ветеринарных учреждений, обслуживающих мелкие аграрные предприятия, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства граждан.

Россельхознадзор, образованный в 2004 году, укомплектован и продолжает укрепляться и расширяться. В новом проекте Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора" предусмотрена ликвидация регионального государственного ветеринарного надзора и увеличение численности государственных служащих Россельхознадзора.

В 2016 году осуществлено 44,7 тыс. контрольно-надзорных мероприятий (данные Россельхознадзора) или 526 проверок в каждом субъекте РФ, с колебаниями от 50 до 1000 проверок в отдельных субъектах.

За 15 лет существования Россельхознадзора в Закон "О ветеринарии" были многократно внесены изменения и дополнения для повышения полномочий Россельхознадзора. Теперь Закон РФ "О ветеринарии" регламентирует в основном деятельность Россельхознадзора, в то же время, обязанности, ответственность ветеринарных врачей государственной, производственной и частной ветеринарных служб, осуществляющих ветеринарное обслуживание животных, законом не регламентируются. Настала пора разработать проект нового Федерального закона "О ветеринарии", провести широкое обсуждение с привлечением ветеринарных специалистов и потребителей ветеринарных услуг и принять его для обеспечения подлинного правового регулирования всей ветеринарной деятельности в стране, в том числе в субъектах, городах, районах, предприятиях и организациях.

В субъектах России пытаются разрабатывать и принимать свои региональные законы, которые не должны противоречить Закону Российской Федерации "О ветеринарии" (это требование Минюста России, Прокуратуры России). Поэтому реально создание достаточно полноценного регионального закона не возможно!

О недостаточной обоснованности Пояснительной записки к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора", отмеченной в статье профессора В.М. Авилова "Пора прекратить эксперименты с ветеринарной службой" в газете "Сельская жизнь" № 28 от 18–24 июля 2019 года полностью согласен:

1. Разрушена существовавшая стройная структура государственной ветеринарной службы. Продолжается дальнейшее разрушение этой службы путем ликвидации регионального государственного ветеринарного надзора, ранее – запрещение надзорных полномочий главных ветеринарных врачей сельских и городских муниципальных образований.

2. Полное игнорирование законотворческой деятельности в субъектах РФ в сфере создания самостоятельной службы регионального государственного ветеринарного надзора со штатом 1670 единиц, которые достаточно оперативно и эффективно осуществляют плановые и внеплановые проверки в соответствии с федеральным законодательством. Такая служба была создана за счет штатной численности и финансовых средств субъектов РФ. Территориальные управления Россельхознадзора полноценно заменить действующую региональную службу надзора не в состоянии.

3. Отдельные субъекты страны, учитывая объективную потребность в ветеринарных учреждениях для обслуживания животных в отдаленных населенных пунктах, дополнительно за счет своих средств создавали новый тип участковых ветеринарных пунктов по аналогии фельдшерско-акушерских пунктов, призванных улучшить медицинское обслуживание населения в таких населенных пунктах (это решение Минздрава России полностью поддерживает Правительство РФ). Практику совершенствования ветеринарного обслуживания животных в отдельных населенных пунктах, реализованную в Республике Татарстан и ряде других субъектов России нельзя заменить передачей полномочий регионального государственного ветеринарного надзора в федеральный госветнадзор.

4. Расчеты трудозатрат на выполнение всего количества процессных действий (по формуле, представленной на 2 стр. Финансово-экономического обоснования проекта Федерального закона) по Методическим рекомендациям Минтруда России по нормированию численности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти не могут объективно определять трудозатраты. Принятая в этом документе средняя величина планируемых к выполнению процессных действий в течение года, равная 231 ед. и норматив затрат на одно процессное действие, равное 32 чел./часам, а также расчет численности гражданских служащих, требуемой для осуществления полномочий, предусмотренных законопроектом недостаточно объективны.

5. Обоснование необходимости принятия нового федерального закона путем утверждения о несовместимости осуществления платных ветеринарных услуг и регионального государственного ветеринарного надзора на уровне субъекта Российской Федерации противоречит существующей практике их совмещения в составе Россельхознадзора. В самом деле, службы регионального государственного ветеринарного надзора платными ветеринарными услугами не занимаются, а государственные ветеринарные учреждения субъектов Российской Федерации, осуществляющие платные ветеринарные услуги не имеют права осуществлять региональных государственный ветеринарный надзор.

Считаю, что принятие законопроекта о ликвидации регионального государственного ветеринарного надзора и передаче всей полноты надзорных полномочий в сфере ветеринарии Россельхознадзору приведет к углублению кризиса ветеринарной службы РФ. Закон не позволяет полноценно осуществлять правовое регулирование ветеринарной деятельности.

Уважаемые депутаты Госдумы РФ! Стране нужен новый Федеральный закон "О ветеринарии" – подлинно научный, востребованный специалистами ветеринарной службы и потребителями ветеринарных услуг, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами власти сельских и городских муниципальных образований, работниками аграрных предприятий и организаций.

Иван Николаевич НИКИТИН,
заведующий кафедрой организации ветеринарного дела Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана, залуженный ветеринарный врач Республики Татарстан, заслуженный деятель науки РФ и Чувашской Республики.


5 августа 2019