Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Монолог руководителя Россельхознадзора
в контексте обсуждения закона о ветеринарии
"Закон о ветеринарии – это такой документ, который касается практически всех в стране, кого ни возьми. Если кто-то не осуществляет оборот поднадзорной ветслужбе продукции, то, значит, он ее ест, или он держит животных, или он контактирует с животными, – то есть здесь переплетаются интересны абсолютно всех наших граждан. Это первое.
Второе, именно поэтому он вызывает такие споры в обществе, особенно среди ветврачей. И вряд ли тут стоит говорить о перетягивании "одеяла на себя" Россельхознадзором: рядовому россиянину, потребителю все равно, кто исполняет надзорные функции – федеральная ли служба или управление ветеринарии Минсельхоза. Главное, чтобы делалось дело".

Такими словами начал свой комментарий к обсуждаемой на страницах "СЖ" ситуации в ветеринарной системе РФ Сергей Слободянский, руководитель челябинского Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), до недавнего времени возглавлявший управление ветеринарии регионального Минсельхоза.

О Законе...

Безусловно, что принятый еще в 1993 г. закон Российской Федерации "О ветеринарии" объективно требовал внесения новых правовых норм, адекватно регулирующих отношения в области ветеринарной деятельности в настоящее время. Проект нового федерального закона "О ветеринарии" длительное время обсуждался учеными, специалистами и общественностью. Логическим завершением научных диспутов стало принятие 13 июля 2015 года Федерального закона № 243-ФЗ "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О ветеринарии". Параллельно с ним был принят Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток", в котором имеются нормы, внесенные в закон "О ветеринарии", в частности новые понятия и направления деятельности, такие как: ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных; ветеринарные правила регионализации территории Российской Федерации; создание федеральной информационной системы в области ветеринарии и обеспечение ее функционирования; ветеринарные правила содержания животных и др. И еще. Документ наделил Минсельхоз РФ полномочиями по разработке и утверждению ветеринарных правил, устанавливающих единые ветеринарно-санитарные требования и процедуры, которые обязательны для исполнения всеми участниками рынка.

Эти изменения позволили, в частности, создать национальную систему прослеживаемости всей продукции животного происхождения от производства до ее реализации потребителю.

Про введение электронной сертификации...

Ветеринарно-санитарный надзор – это, прежде всего, обеспечение биологической безопасности, гарантией которой может служить прослеживаемость продукции животного происхождения вообще и продукции пищевого назначения в частности. Этому начала служить электронная сертификация, которая могла быть создана и запущена в действие исключительно возможностями только вертикально интегрированной федеральной структуры, такой как Россельхознадзор.

Эта новая технологическая основа базируется на средствах современной информатики, что позволяет собирать, хранить и доводить до заинтересованных лиц и организаций подробные сведения о продукции животного происхождения. Поэтому любые результаты исследований, которые проводились с такой продукцией и с сырьем, из которого она выработана, становятся доступны в любой момент времени. Путь любой партии – прозрачен и понятен. В такой системе, которая сама по себе ставит труднопреодолимые барьеры на пути фальсификатов, чрезвычайно сложно ввести в легальный оборот незаконно произведенную, а значит, некачественную и ПОТЕНЦИАЛЬНО опасную продукцию.

А с другой стороны, подобная система, в которой каждый шаг любого официального лица записывается (кто, что, когда, где сделал, какое решение принял), создает прочную защиту для производителей и участников оборота продукции животного происхождения от произвола должностных лиц.

Таким образом, усилиями Россельхознадзора сегодня мы имеем национальную систему прослеживаемости продукции животного происхождения (с 1 августа добавлена молочная), а также кормов и кормовых добавок – от производства до реализации ее конечному потребителю, что в итоге позволит снизить, а лучше – свести на нет объемы контрафактной продукции.

Общество развивается и все меняется...

Смотрите, что получается, в каждом субъекте РФ действуют свои управления (агентства и т.п.) ветеринарии в подчинении местной исполнительной власти, являясь одним из ее структурных подразделений. Существующая разрозненность не позволяет Департаменту ветеринарии МСХ РФ, Россельхознадзору РФ выходить на уровень, допустим, субъектовых ветеринарных служб и давать прямые указания. При этом действуют разные подходы к решению проблем, потому что после передачи в 2004 году ветеринарных полномочий в субъекты, каждый из них разрабатывает свои правила, принимает свои решения (хочу – ввожу карантин, не хочу – не ввожу), бывали даже определенные субъектовые решения, которые входили в конфликт с интересами Федерации.

В этом аспекте федеральная структура Россельхознадзора, действующая в общероссийском пространстве и дистанцированная от местечковых интересов, думаю, способна консолидировать силы ветеринарно-санитарного надзора на общегосударственные интересы, с единым подходом к решению возникающих проблем.

И Минсельхоз РФ, передающий полномочия ветеринарного надзора из одной своей структуры в другую, преследует одну цель – развитие данной службы по всей стране, а не в одном регионе. Это надо понимать – государству нужна единая вертикаль ветеринарной службы.

С точки зрения ветеринара год назад...

Вероятно, будучи на посту начальника управления ветеринарии Минсельхоза, я бы данный процесс оценил по-другому. Возможно, мог бы интерпретировать происходящее как "покушение на мои права". Ведь нельзя оценить объективно процесс, не зная всей полноты проводимых Россельхознадзором мероприятий.

С сегодняшних позиций, как сотрудник надзорного ведомства, я понимаю и повторяю, что выстраивание ветеринарного надзора в федеральной вертикали дает ему (надзору!) больше возможностей для оснащения, развития и расширения ветеринарного контроля в границах государства.

Вступать в полемику с участниками обсуждения ветеринарной проблемы я бы не хотел, просто высказываю свою точку зрения, уже подкрепленную опытом работы "с обеих сторон"...

Найти верное решение...

Управление ветеринарии Министерства сельского хозяйства Челябинской области совместно с территориальным управлением Россельхознадзора и субъектом приложили немало сил для внедрения и налаживания электронной сертификации и оформления ветеринарных документов в ФГИС "Меркурий". Назад пути нет. Это мой ответ тем, кто до сих пор выступает против данного новшества. Пора работать совершенно иначе. Быстрее, оперативнее. Нужно успевать за скоростью прохождения информации.

Это мы сегодня и наблюдаем в работе той же информационной системы "Меркурий", которая буквально поминутно отслеживает, с какой территории и куда сырье поступило, какая продукция из него была выработана и куда она направляется.

Кроме того, сегодня эффективно работает система регионализации, и это тоже значимое достижение, в первую очередь руководителей Россельхознадзора С.А. Данкверта и Н.А. Власова.

Раньше все допотопно ложилось на бумагу, сейчас весь процесс происходит в стандартах современного цивилизованного электронного документооборота.

Россельхознадзором была проведена колоссальная работа, чтобы сегодня российскому обществу можно было иметь прозрачные ответы – и не только надзорным органам, но и потребителям – на вопросы: что мы едим, что мы пьем, из чего это произведено, откуда попало на стол потребителя?

И хотя не исключено, что весь ветконтроль могут передать в нашу структуру, субъектовая служба продолжит контроль за работой по оформлению ветеринарно-сопроводительных документов: Управлением ветеринарии, главными ветврачами субъектов, начальниками подведомственных учреждений за уполномоченными ими специалистами по их выдаче. А это одно из реальных, имеющих практическое значение направлений.

* * *

Кстати, когда я работал в управлении ветеринарии, я понимал, что некоторые наши специалисты фактически занималась работой по направлениям подведомственных учреждений, то есть не только исполняли функции ветнадзора, а и дополнительно были загружены на позициях, на которых имелся недостаток работников.

Это говорит о том, что штатов не хватало, к примеру, мы даже просили дополнительно 17 инспекторов ветнадзора! Но регион не мог дать (обеспечить) эти ставки. Недостаток инспекторов отражался на качестве инспекторской работы, подчас мы не могли срочно реагировать на ситуации, требующие безотлагательного принятия мер.

Та полемика, которая сейчас развернулась по поводу передачи ветнадзорной деятельности в юрисдикцию Россельхознадзора, – она в большей степени, на мой взгляд, задана борьбой за те места, которые сегодня имеются. То есть в процессе реструктуризации штатные позиции надзорного органа субъекта, конечно же, будут пересмотрены. Однако основная ветеринарная работа по профилактике, выявлению особо опасных заболеваний, проведению ветсанэкспертиз, мероприятий по ликвидации особо опасных заболеваний – это все остается за профильным управлением МСХ. Часть специалистов с определенным опытом и дополнительной подготовкой перейдет в Россельхознадзор. Остальные смогут перераспределиться в подведомственные учреждения, где достаточно много работы.

Поэтому, завершая свой комментарий, хочу подчеркнуть, что переводом ветеринарного надзора в Россельзхознадзор ситуация с размежеванием полномочий в этой части упорядочивается логически: наша служба официально именуется (и не случайно так и была названа в результате реорганизации "Государственной ветеринарной службы России" и "Государственной службы по карантину растений" в 2004 году) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Понимаете, уже тогда было определено, что весь функционал ветеринарного надзора в стране должен быть в единых руках. Выстраивание любой системы требует определенного времени. Сейчас оно наступило.

Записала Людмила КАЛУГИНА,
собкор по Челябинской области.



Информация об авторе

Сергей Слободянский назначен руководителем Управления Россельхознадзора по Челябинской области в ноябре 2018 года. Профессиональный ветеринар, он признается, что на этой службе с интересом познает новое: земельный надзор за сельхозземлями, надзор за карантином растений, за семенным контролем.

Из биографии

Родился в 1967 году, как говорится, в дальней глубинке – в поселке Шишкинка Кустанайского района Кустанайской области республики Казахстан. В то время в местном колхозе занимались выращиванием зерновых культур и разведением крупного рогатого скота, производством молока.

Когда сельскому выпускнику не удалось поступить в знаменитое военное училище, чтобы стать военным по примеру деда, тогда, по совету друзей семьи, он поступил учиться в Троицкий ветеринарный институт. Так, по большому счету случайность, стала судьбой.

Правда, на время службы в Советской армии пришлось учебу отложить, и продолжить уже старшиной запаса через год. По окончании вуза Слободянский получил диплом с отличием.

Поскольку распределение в те годы уже было отменено, молодой специалист вернулся домой – в родной поселок, где в одночасье стал главным ветеринарным врачом колхоза, а затем совмещал должность главного ветеринарного врача и главного зоотехника, под опекой которого было почти 6 тысяч голов скота (коровы, лошади и песцы-норки со зверофермы). За 13 лет работы "в сапогах" всякое бывало, но он старался слушать советы старших, находить язык с молодыми и знал главное: в ветеринарии, как в медицине, не бывает случайностей.

В 2005 году по семейным обстоятельствам С.Р.Слободянский переехал в Челябинск, где удалось устроиться сначала специалистом в ОГБУ "Челябинская ветстанция", а буквально через месяц его перевели завотделом в ФГБУ "Челябинская межобластная ветеринарная лаборатория". Но поскольку Слободянский всегда тяготел к "живой" работе, то ушел в сентябре 2010 года в Минсельхоз области на должность ведущего специалиста управления ветеринарии.

Уже через год, в 2011 году, С. Слободянский назначен начальником отдела государственного ветеринарного контроля (надзора), а с сентября 2014-го – заместителем начальника управления ветеринарии. В январе 2016 года он возглавил управление ветеринарии.

Так получилось, что именно на этот период времени – с 2016 по 2018 год – по области прокатились африканская чума свиней, заразный узелковый дерматит (нодулярный дерматит) крупного рогатого скота. При немалых общих усилиях – субъекта, ветеринарных служб и Россельхознадзора – с этими напастями удалось справиться достаточно оперативно.

Одним из важных результатов своей работы в управлении ветеринарии С. Слободянский считает увеличение бюджета подведомственных учреждений за счет средств областного бюджета и от приносящей доход деятельности, что позволило не только стимулировать работу ветеринарных специалистов области, но и улучшить материально-техническую базу подведомственных учреждений.

Напряженную работу Сергей Романович совмещает с обучением в ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)", в котором в 2018 году получает диплом магистра с отличием по направлению подготовки "продукты питания животного происхождения".

С.Р. Слободянский – государственный советник Челябинской области I класса. Имеет ведомственные награды и благодарности Минсельхоза России и губернатора Челябинской области.

9 сентября 2019