Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
«Правительственный час» Патрушева
Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев на "правительственном часе" в Госдуме РФ представил доклад о ходе проведения сезонных полевых работ и реализации в 2019 году Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Публикуем полную стенограмму пленарного заседания.
Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев на "правительственном часе" в Госдуме РФ представил доклад о ходе проведения сезонных полевых работ и реализации в 2019 году Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Публикуем полную стенограмму пленарного заседания.

Председатель Госдумы В. Володин. Коллеги, переходим к рассмотрению 3-го вопроса. Третьим вопросом у нас с вами "правительственный час". "О реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. О ходе проведения осенних полевых работ в Российской Федерации в 2019 году".

Информация министра сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрия Николаевича Патрушева.

Далее планируется выступление аудитора Счетной палаты Алексея Александровича Каульбарса и члена Комитета по контролю и регламенту Дмитрия Валерьевича Сватковского, а также председателя Комитета по аграрным вопросам Владимира Ивановича Кашина.

Коллеги, переходим к обсуждению заявленной темы. Тема согласована Государственной Думой и Правительством Российской Федерации по вопросу "О реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. О ходе проведения осенних полевых работ в Российской Федерации в 2019 году". Доклад сделает Дмитрий Николаевич Патрушев. Пожалуйста, Дмитрий Николаевич.

Дмитрий Николаевич присутствует у нас. С ним также его заместители, руководители подразделений. Давайте себя настроим на обсуждение этого важного вопроса.

Патрушев Д.Н.: Уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!

Благодарю вас за пристальное внимание к агропромышленному комплексу и ежегодное приглашение министерства на "правительственный час".

Наша совместная работа способствует динамичному развитию отрасли, в том числе в рамках исполнения тех задач, которые перед нами поставлены президентом и правительством.

Сегодня я представлю доклад о ходе проведения осенних полевых работ и реализации в 2019 году государственной программы. Сообщу о наиболее значимых направлениях нашей работы.

Итак, разумеется, главным вопросом в повестке дня российского АПК сейчас является уборка урожая. В целом уборочная проходит в штатном режиме. На сегодняшний день аграрии уже собрали более 105 миллионов тонн зерна.

Убрать урожай предстоит почти с 80 миллионов гектаров. Это на 300 тысяч гектаров больше, чем в прошлом году.

Как мы заявляли ранее, производство зерна в текущем году ожидается на уровне 118 миллионов тонн, то есть почти на 5 миллионов тонн больше, чем в 2018 году.

Прогнозируется существенный рост урожая пшеницы – до 78 миллионов тонн. Что особенно важно, планируемые показатели сбора значительно превышают индикатор государственной программы.

Уважаемые коллеги, текущий год не только позволил нарастить объемы. По оценкам экспертов, урожай пшеницы очень высокого качества. Впервые с 2012 года выявлена пшеница первого, то есть наивысшего, класса. Наконец, добавлю, что планируемые объемы позволят полностью обеспечить внутренние потребности страны, а также реализовать внешнеторговый потенциал. Продолжу об осенних полевых работах.

По предварительной оценке субъектов, в 2019 году будет собрано более 7 миллионов тонн картофеля и порядка 5 миллионов тонн овощей открытого грунта. В обоих случаях мы превышаем установленные государственной программой показатели. Помимо этого планируется собрать 1,2 миллиона тонн овощей в зимних теплицах, и это будет рекорд. Темпы уборки масличных культур выше 2018 года. Уже намолочено 8,5 миллиона тонн. На аналогичную дату в 2018 году этот показатель составлял 4,6 миллиона тонн. Также отмечу, что осенью активно ведется закладка многолетних плодовых и ягодных насаждений.

Уважаемые депутаты, свои коррективы в работу аграриев, к сожалению, вносит погода. На сегодня режим ЧС объявлен в 18 регионах. По нашей оценке, площадь гибели сельхозкультур превышает 1 миллион гектар. Сумма ущерба может составить порядка 11 миллиардов рублей. Для Забайкальского края и Иркутской области по указу президента из Резервного фонда правительства выделена компенсация. Мы в полном объеме направили средства в регионы и контролируем доведение буквально каждого рубля до пострадавших. На сегодняшний день доведение составило более 98 процентов.

Далее. Как вы знаете, четыре субъекта Дальневосточного федерального округа пострадали от наводнения. Ущерб сельскому хозяйству Амурской области, Хабаровского края, Еврейской автономной области и Приморья предварительно оценивается в 5 миллиардов рублей.

Президент на недавнем совещании поставил задачу оказать максимальную поддержку, в том числе в области сельского хозяйства. После всех необходимых процедур мы оперативно и качественно организуем работу по доведению средств. Компенсация ущерба другим субъектам будет выделяться в соответствии с действующими правилами.

Напомню, что возмещение возможно для тех, кто застраховал свои имущественные интересы. На компенсации в текущем году предусмотрено 2,5 миллиарда рублей. Здесь особенно актуален вопрос сельхозстрахования с господдержкой. Я поднимал эту тему в своем выступлении на "правительственном часе" в прошлом году. В 2018-2019 годах Минсельхоз предпринял ряд мер для совершенствования этого механизма. В частности, внесены изменения в федеральный закон номер 260, предусматривающий расширение линейки страховых продуктов. Это позволит снизить финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей.

Кроме того, изменен принцип распределения единой субсидии. Теперь объем средств субъекту будет зависеть от плановых значений показателя сельхозстрахования на его территории.

Наконец, изменен принцип распределения несвязанной поддержки. 15 процентов средств будут распределяться только тем регионам, которые планируют обеспечение страхования в растениеводстве. Таким образом, удалось переломить негативный тренд. Мы понимаем, что впереди серьезная длительная работа. Однако важно, что наши аграрии все активнее включаются в процесс страхования.

Уважаемые депутаты, мы очень рассчитываем на вашу поддержку, в том числе в субъектах. Нам необходимо совместно активизировать данную работу.

Далее коротко об озимом севе. В настоящее время уже засеяно 11 миллионов гектаров. Всего запланировано засеять 17,5 миллиона. Естественно, на постоянном контроле обеспеченность аграриев семенами. Она уже 100-процентная. Подготовлено более 3,7 миллиона тонн озимых культур, озимых семян.

Продолжу тему обеспеченности материально-техническими ресурсами. Что касается минеральных удобрений. С начала текущего года аграрии приобрели порядка 2,9 миллиона тонн. Это почти на 400 тонн больше, чем в прошлом году. Прогноз внесения удобрений на 2019 год составляет 3,2 миллиона тонн. Это на уровне 2018 года. Несомненно, мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем работу по активизации внесения удобрений.

Далее. Парк сельскохозяйственной техники сегодня насчитывает свыше 564 тысяч машин. По итогам первого полугодия приобретено больше техники, чем на аналогичную дату прошлого года. Это позволило сохранить энергообеспеченность организаций на уровне 2018 года и компенсировать списание отработавшей техники.

В рамках госпрограммы для обновления парка техники реализуется мера поддержки в виде субсидий производителям. Кроме того, темпы нарастил Росагролизинг. Так в текущем году компания планирует поставить 6,5 тысяч единиц сельхозтехники и оборудования на общую сумму 25 миллиардов рублей.

И наконец завершая тему ресурсов, для проведения сезонных полевых работ коротко о ГСМ. Перебоев с поставками в текущем году не наблюдалось. В настоящее время у сельхозпроизводителей в наличии имеется более 580 тысяч тонн дизельного топлива и почти 75 тысяч тонн автобензина. Этих объемов вполне достаточно.

Уважаемые участники заседания, результаты работы всех подотраслей сельского хозяйства в том числе зависят от того, насколько грамотно выстроена господдержка. На мероприятия госпрограммы в 2019 году в соответствии с уточненной бюджетной росписью выделено 307,9 миллиарда рублей. Отмечу, что все необходимые на данный момент средства доведены до регионов в полном объеме.

Несколько слов скажу о ключевых инструментах поддержки. Наиболее востребованным остается механизм льготного кредитования. Общий объем субсидий в 2019 году по этому направлению составляет порядка 70 миллиардов рублей. Субсидии обеспечивают поддержку льготных кредитных договоров на сумму более 2 триллионов рублей.

Далее. Отдельно расскажу о механизмах поддержки малого агробизнеса. Этому вопросу мы уделяем пристальное внимание. Фермеры и сельхозкооперативы являются примером социально-ответственного бизнеса, они не только обеспечивают производство продукции, но и выступают инвесторами в развитии сельских территорий.

Основным направлением господдержки является предоставление грантов на создание и развитие малых форм хозяйствования. В 2018 году на гранты направлено порядка 30 процентов от общего объема единой субсидии, это более 11 миллиардов рублей. Гранты предоставляются на создание и развитие фермерских хозяйств, на улучшение материально- технической базы кооперативов. Кроме того, средства выделяются на приобретение оборудования для обеспечения полного цикла производства, в том числе на переработку продукции. Помимо этого гранты - основная адресная мера поддержки, направленная на привлечение к предпринимательской деятельности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Наконец, грантовая поддержка способствует созданию рабочих мест на селе. Согласно планам в 2019 году появится не менее 7 тысяч новых рабочих мест.

Коллеги, с 2019 года в рамках нацпроекта министерство реализует федеральный проект "Создание системы поддержки фермерства и сельской кооперации". На его финансирование предусматривается еще 5,3 миллиарда рублей. Таким образом, общий объем господдержки малых форм в текущем году составит 16,3 миллиарда рублей.

Отдельно хочу сказать, что мы работаем над усовершенствованием системы господдержки.

В частности, с 2020 года начинается реализация так называемого механизма регионализации. Он направлен на стимулирование индивидуальных точек роста АПК субъектов. То есть регионы в том числе самостоятельно смогут выбирать приоритеты в сельском хозяйстве и развивать наиболее перспективные направления.

Уважаемые депутаты, сельское хозяйство в последние годы стабильно занимает лидерские позиции в российской экономике. О результатах растениеводства, разумеется, говорит урожай. О нем я сказал ранее.

Теперь отдельно остановлюсь на дальнейшем развитии этой отрасли.

Нам необходимо наращивать производство продукции АПК. В этой связи мы видим несколько перспектив.

Первое. Развитие мелиоративного комплекса. Это колоссальный задел на будущее. Поэтому в 2019 году на мелиорацию, с учетом госпрограммы и мероприятий федерального проекта "Экспорт продукции АПК", выделено 15,8 миллиарда рублей.

Напомню, что в 2018 году объем составил 11,2 миллиарда рублей.

За счет увеличения господдержки планируется ввести в эксплуатацию почти 115 тысяч гектаров мелиорированных земель, а также вернуть в оборот более 220 тысяч гектаров выбывших сельхозугодий. Это втрое больше, чем в 2018 году.

Второе. Мы планируем внести в госпрограмму АПК возможность предоставления субсидий субъектам на проведение мероприятий по известкованию кислых почв. Это, на наш взгляд, также очень перспективное направление для повышения урожайности.

Третье. Мы серьезно озабочены комплексной работой по возврату сельхозземель в оборот.

Уже завершена разработка двух законопроектов, касающихся развития оборота земель, в том числе их возврата в сельхозпроизводство.

Четвертое. Повышению объемов производства и качества производимой продукции способствуют мероприятия федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства, о которой я докладывал вам год назад.

Мы ожидаем, что реализация ФНТП принесет нашей стране новые сорта, семена и гибриды растений.

Кроме того, положительное влияние будет оказано на животноводство и рыбохозяйственный комплекс.

И, наконец, в 2019 году утверждена долгосрочная стратегия развития зернового комплекса России до 2025 года. Это важнейший документ, над которым по поручению президента работали с 2015 года. Реализация стратегии позволит поддерживать на высоком уровне продовольственную безопасность, сделать более эффективными предприятия зернового комплекса и усилить наши позиции на международном рынке. Стратегия ориентирует нас как на увеличение объемов производства, так и на улучшение качества зерна.

Коллеги, перейду к животноводству. Отрасль сохраняет позитивную тенденцию развития. Планируется, что в 2019 году производство мяса скота и птицы в хозяйствах всех категорий составит 15,2 миллиона тонн. Однако, говоря об успехах животноводства, мы обязаны помнить, что его развитие тесно связано с эпизоотической ситуацией. Убытки, которые несет отрасль от болезней животных, составляют не менее 1,5 миллиарда рублей в год, поэтому вопрос повышения качества ветнадзора остается в числе первоочередных. Сейчас мы плотно занимаемся этой темой и благодарим вас, уважаемые депутаты, за принятие в первом чтении законопроекта, касающегося централизации системы Госветнадзора.

Продолжу о развитии животноводства. Производство молока в 2019 году, по нашим прогнозам, превысит 31 миллион тонн, что на полмиллиона тонн больше, чем в 2018 году. С начала года показатель уже составил более 21 миллиона тонн. Уважаемые депутаты, обращаю внимание, что в 2019 году мы впервые за 5 лет добились отсутствия резких колебаний цен на молоко. Помимо предпринимаемых нами мер по урегулированию рынка это стало возможно в том числе благодаря внедрению Государственной информационной системы "Меркурий". С 1 июля 2018 года она контролирует все сырое молоко, а с 2019 года в нее постепенно включается готовая молочная продукция. К 1 ноября завершим работу по включению всей готовой молочной продукции.

Далее. Увеличение показателей в растениеводстве и животноводстве, несомненно, придаст импульс для развития пищевой и перерабатывающей промышленности. По данным Росстата, за восемь месяцев 2019 года индекс производства пищевой продукции составил 104,2 процента к аналогичной дате 2018 года.

Одной из ключевых позиций, в том числе экспортных, является подсолнечное масло. Объемы его производства за восемь месяцев выросли на 18 процентов, к концу года ожидаем производство порядка 5 миллионов тонн данной продукции. Помимо этого отмечаем рост производства сыров. Производство сахара в текущем году ожидаем на уровне, достаточном для полного обеспечения внутренних потребностей. После длительного падения стабилизировалось производство муки и зерновых культур. Наконец, отмечу, что высокие темпы закладки виноградников позволят в среднесрочной перспективе не только увеличить производство отечественных вин, но и повысить его качество.

Уважаемые участники заседания Государственной Думы, с начала своего выступления я говорю о том, каких показателей достигли аграрии в производстве. Все это залог продовольственной безопасности нашей страны. Нужно честно сказать, что пока мы не достигли пороговых значений по молоку и соли, но планомерно работаем в этом направлении. Однако уже сегодня Россия полностью обеспечивает себя по ряду показателей, даже превышает ориентиры доктрины по таким важным позициям, как зерно, рыба, растительное масло, мясо и мясопродукты. В 2019 году выполним показатели по картофелю.

Коллеги, это огромный успех, который еще 10, 15 лет назад во многом казался невыполнимой задачей. Обеспечение россиян качественной продукцией было и остается нашей стратегической целью. Вместе с тем, сама обеспеченность дает возможность укреплять позиции на международных рынках. Развитие экспортного потенциала отечественной продукции АПК является одним из важнейших направлений в нашей работе. Как вы знаете, майский указ ставит задачу о кратном наращивании экспорта.

В 2019 году мы планируем поставить на внешние рынки продукции на 24 миллиарда долларов. Нашими ключевыми позициями остаются зерно и рыба. Но мы не ограничиваемся только сырьем. Большое внимание сегодня уделяется продукции с высокой добавленной стоимостью. Здесь нельзя не напомнить про невероятный темп роста производства продукции масложировой промышленности, о которой я говорил ранее. Это позволило отрасли выйти на лидерские позиции в структуре российского экспорта АПК.

Все активнее поставляются за рубеж кондитерские изделия. Российские бренды набирают популярность в Юго-Восточной Азии и Арабских странах.

Очень важно, что к внешней торговле активно присоединяются малые формы хозяйствования, которые производят нишевую продукцию, например, мед или дикоросы.

Завершая тему экспорта, отмечу, в фокусе нашего особого внимания такие вопросы, как создание товаропроводящей инфраструктуры, а также открытие новых рынков. Серьезным достижением стало восстановление на территории Российской Федерации статуса зоны свободной от ящура без вакцинации. Данный шаг, безусловно, окажет позитивное влияние на наши экспортные возможности.

Разумеется, большой победой можно считать выход на рынок Китая российских производителей молочной продукции и мяса птицы. Поставки стартовали в первом полугодии 2019 года. Кроме того, продолжаем расширять свое присутствие в странах Персидского залива, в частности, в Саудовской Аравии, уже намечены первые поставки зерна, и мы видим большие перспективы для сотрудничества. Также ведется работа по увеличению поставок в страны Африки, в Турцию и другие государства. И, разумеется, важнейшим направлением остаются страны СНГ. Здесь мы укрепляем свои позиции и будем дальше наращивать объемы торговли.

Уважаемые депутаты, за каждым показателем и успехом отрасли стоит очень непростая работа наших аграриев, именно поэтому создание для них достойных условий жизни - наша важнейшая задача. Как вы знаете, в рамках госпрограммы АПК реализуется отдельная ведомственная подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий". В 2019 году за счет ее мероприятий планируется ввести около 400 тысяч квадратных метров жилья, обновить инфраструктуру. На эти цели предусмотрено более 8 миллиардов рублей. Кроме того, 9,4 миллиарда рублей направляется на развитие сети автомобильных дорог в сельской местности.

Разумеется, выделяемые средства позволяют решить ряд проблем, к сожалению, не все и не всегда комплексно. Мы понимаем, что требуются значительные изменения в российском селе. Кроме того, необходимо сократить отток сельских жителей. Его причина, в том числе, кроется в качестве жизни на селе. Оно пока далеко от того, что может предложить людям город, а это современные объекты образования, культуры и досуга, качественное и своевременное медицинское обслуживание, комфортные рабочие места. Это в целом масштабное обновление инфраструктуры, а не просто отдельные мероприятия, позволяющие только точечно решать накопившиеся проблемы. Поэтому по поручению президента Минсельхоз России создало новую госпрограмму "Комплексное развитие сельских территорий", которая утверждена председателем правительства.

Хочу выразить отдельные слова благодарности вам, уважаемые депутаты, за поддержку госпрограммы. Суть ее отличия от ведомственной целевой программы кроется уже в названии. Мы совершенно иначе подошли к вопросу. Каждая конкретная территория и ее проблемы будут рассматриваться индивидуально и комплексно. Совместно с регионами, буквально с каждым населенным пунктом мы прорабатываем и будем прорабатывать механизмы решения его наиболее актуальных вопросов.

При этом принцип отбора проектов будет основан на анализе всех возможных критериев, в том числе наличие существующих и потенциальных рабочих мест на территории. Повторю, очень важно обеспечить труженикам села достойные условия жизни и это является сверхцелью госпрограммы.

Что касается бюджета. Должен сказать, что по паспорту, на 2020 год предполагается 79,2 миллиарда рублей. До Минсельхоза Минфин пока довел лимит 35,8 миллиарда рублей. Вместе с тем, только на 2020 год мы уже получили от регионов заявки на 132 миллиарда рублей. То есть заинтересованность субъектов в участии и софинансировании мероприятий госпрограммы беспрецедентная.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, находясь в Государственной Думе Федерального Собрания, разумеется, нельзя не сказать о нашей совместной работе по совершенствованию законодательной базы. Мы активно содействовали в утверждении разработанных Минсельхозом проектов...

Председательствующий. Добавьте время.

Патрушев Д.Н. ...особенно хочу отметить принятие важного для аграриев закона о введении льготной ставки НДС на реализацию фруктов и ягод. Спасибо вам за поддержку.

Однако работа продолжается. На рассмотрении находятся законопроекты, которые также окажут системное влияние на АПК.

Ну и, конечно, важнейшим является закон о федеральном бюджете. Выражу надежду, что депутаты Государственной Думы не оставят без внимания финансирование сельскохозяйственной отрасли.

В завершение позвольте еще раз поблагодарить вас за совместную работу, неравнодушие к развитию АПК и постоянную поддержку, которая очень для нас ценна. Спасибо за внимание. Буду рад ответить на вопросы.

Председательствующий. Спасибо.

Да, пожалуйста, проходите в ложу.

Спасибо, Дмитрий Николаевич.

Коллеги, мы переходим к выступлениям. Слово предоставляется аудитору Счетной палаты Российской Федерации Алексею Александровичу Каульбарсу. Подготовиться Дмитрию Валерьевичу Сватковскому.

Каульбарс А.А., аудитор Счетной палаты Российской Федерации.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! В своем выступлении Дмитрий Николаевич отметил, что, несмотря на не очень благоприятные погодные условия, сельское хозяйство продолжает демонстрировать неплохие результаты.

Вместе с тем при росте объемов производства сельхозпродукции, если сравнить июль текущего года к июлю прошлого года – это порядка 6 процентов, необходимо отметить и рост цен на отдельные продукты питания, которые входят в состав потребительской корзины. Так, с 1 января текущего года подорожали яблоки, лук, морковь, мороженая рыба, рис, пшеничная мука, ржаной хлеб.

Учитывая позитивные итоги уборочной кампании, такая ситуация на потребительском рынке вызывает некоторое беспокойство. В своем выступлении, прежде чем дать нашу оценку хода реализации мероприятий госпрограммы развития сельского хозяйства в текущем году, напомню, некоторые ключевые тренды ее реализации по итогам прошлого года.

Прежде всего, необходимо отметить положительную динамику кассового исполнения госпрограммы, которая в 2018 году составила 98,2 процента, что более чем на 4 процента выше уровня 2017 года, при этом объем неиспользованных и возвращенных в федеральный бюджет средств по сравнению с 2017 годом сократился более чем в 3 раза.

Низкое кассовое исполнение порядка 26 процентов отмечено в части предоставления грантов на реализацию комплексных научно-технических проектов. Одной из причин этого низкого кассового исполнения, по нашему мнению, стал поздний отбор Минсельхозом потенциальных грантополучателей и как следствие позднее заключение с ними соглашения. Фактически такие соглашения заключались в течение 10 дней с 14 по 25 декабря прошлого года. В результате из выделенных 614 миллионов рублей израсходовано только 158.

Аналогичная ситуация складывается по текущему году. По состоянию на 1 сентября средства федерального бюджета, предусмотренные по этому направлению в сумме 439 миллионов рублей, Минсельхозом пока не расходовались. В связи с этим мы усматриваем наличие рисков, которые могут привести к срыву реализации мероприятий, направленных на производство семян и племенной продукции, которая в настоящее время имеет высокую степень зависимости от импорта.

Говоря об эффективности реализации мероприятий госпрограммы необходимо отметить, что по итогам 2018 года из 97 целевых показателей не выполнено 26, при этом по 13 показателям окончательные и фактические значения за 2018 год представлены не были. Таким образом, уровень выполнения показателей индикаторов госпрограммы составил всего 69 процентов.

Если говорить о причинах отсутствия окончательных фактических значений такого значительного количества целевых показателей, то это, прежде всего, объясняется поздними сроками формирования статистических данных. Так окончательные данные по показателю "индекс производства продукции растениеводства" должны быть сформированы только 26 сентября, а по показателю произведенная добавленная стоимость ВПК до 30 декабря. Такая ситуация не позволяет в полной мере объективно оценивать степень достижения всех целей госпрограммы.

По нашему мнению, это может приводить к искусственному завышению оценки эффективности госпрограммы, что не стимулирует Минсельхоз к актуализации перечня показателей.

Так, в целом, согласно сводному годовому докладу Минэкономразвития по итогам 2018 года, госпрограмма была отнесена к числу программ с высокой степенью эффективности.

С учетом того, что я сказал выше, мы с этой оценкой не вполне согласны. По нашему мнению, в связи с тем, что доля показателей, по которым фактически значение не представлено, превышает 10 процентов, госпрограмма вообще не подлежит оценке эффективности.

В связи с этим полагаем, что проводимая Минсельхозом совместно с Минэкономразвития работа по актуализации перечня показателей госпрограммы должна проводиться с обязательным учетом сроков их расчета.

В части межбюджетных трансфертов хотелось бы отметить снижение их доли в общем объеме финансирования госпрограммы. Если в 2017 году она составляла 62 процента, в 2018-м – 56, в 2019-м всего 40 процентов, что позволяет говорить о том, что объемы государственной поддержки, которые представляются непосредственно сельхозтоваропроизводителем, снижаются.

Вклад регионов в реализацию мероприятий госпрограммы оценивается, в том числе, по показателям результативности использования субсидий, которые устанавливаются в их соглашениях с Минсельхозом.

По итогам 2018 года, из 23 показателей результативности использования единой субсидии, полностью достигнуты значения только по четырем.

Значения оставшихся 19 показателей не достигнуты 71 субъектом Российской Федерации. В связи с этим регионам подлежит возвратить в федеральный бюджет порядка 73 миллионов рублей.

Отдельно хочу обратить внимание на выявленные нами системные проблемы, связанные с реализацией госпрограммы.

Как вы знаете, начиная с 2018 года, госпрограмма реализуется в качестве пилотной на принципах проектного управления. В течение прошлого года Минсельхозом мониторинг хода реализации мероприятий достижения целей фактически не осуществлялся, не был составлен соответствующий план, как этого требует проектный подход, и соответственно, не формировался прогноз достижения цели программы.

В текущем году ситуация принципиально не изменилась. В результате, вот уже второй год подряд говорить о полноценном проектном управлении госпрограммы не приходится. По нашему мнению, можно говорить о том, что из издержек переходного периода это обстоятельство постепенно переходит в проблему системного.

Что касается текущего года. На реализацию госпрограммы предусмотрены средства в объеме 307,9 миллиарда рублей, что на 25,5 процентов больше объемов прошлого года. Первоочередной задачей, как Минсельхоза, так и регионов является оперативное доведение бюджетных средств до конечных получателей.

Вместе с тем, по состоянию на 1 сентября наименьшее кассовое исполнение сложилось по межбюджетным субсидиям на реализацию федерального проекта создания системы поддержки фермеров и развития сельских коопераций, всего 8,8 процента. Немного лучше показатель кассового исполнения в части средств, предусмотренных на реализацию мероприятий в области мелиорации – 14,6 процента. Пока вообще не осуществлялось расходование средств в объеме 4,9 миллиарда рублей на возмещение части прямых понесенных затрат на модернизацию объектов АПК.

В текущем году Счетная палата уделяет особое внимание реализации мероприятий национальных и федеральных проектов, направленных на выполнение целей, обозначенных в майском указе президента. Перед Минсельхозом и регионами поставлена цель по созданию в АПК новых экспортно ориентированных секторов, что подразумевает создание новой товарной массы продукции с высокой добавленной стоимостью за счет применения новых технологий.

В связи с этим более подробно о ходе исполнения федерального проекта "Экспорт – продукция АПК". Как показал наш анализ, предусмотренный в федеральном проекте "Экспорт – продукция АПК" отдельные мероприятия и соответствующие показатели с указанной целью увязаны не вполне достаточно. Так, например, федеральным проектом не определена в качестве целевого показателя доля товарной массы с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, установленный показатель количества заключенных корпоративных программ международной конкурентоспособности объем товарной массы продукции не характеризует.

Здесь необходимо отметить, что текущее состояние материально- технической базы отрасли не может способствовать достижению поставленных в майском указе целей. По данным органов гостехнадзора доля техники, произведенной более 10 лет назад, с каждым годом увеличивается. Так, в 2018 году доля старых тракторов составила 73 процента, зерноуборочных комбайнов – 61,5 процента, кормоуборочных – 65,3 процента. Это во многом объясняет то, что Российской Федерации всего лишь около 5–10 процентов сельхозпроизводителей применяют так называемое "умное сельское хозяйство", которое основывается на современных агротехнологиях, в то время как в странах Евросоюза точное земледелие применяют около 10 процентов фермеров, а в США порядка 60. Отмечу, что структура экспорта по основным группам товаров АПК, сложившаяся по итогам 2017–2018 годов, характеризуется значительной долей товаров нижних пределов с самой высокой добавленной стоимостью. В текущем году ситуация в принципе пока не изменилась. Так объем экспорта зерновых, а это товар нижнего передела, по итогам 2017 года составил порядка 35 процентов, в 2018-м – 41, в первом полугодии 2019-го – 30 процентов.

Объем экспорта рыбной продукции с низкой степенью переработки в 2017 году – 86 процентов, в 2018-м – 88,4, по итогам первого полугодия – 86 процентов.

Согласно задаче, поставленной перед отраслью, экспорт рыбы и морепродуктов в стоимостном выражении в течение ближайших шести лет должен увеличиться в 1,6 раза. Вместе с тем, заданное в госпрограмме развитие рыбохозяйственного комплекса, динамика роста экспорта рыбной продукции с высокой степенью переработки в натуральном поражении для достижения этой цели недостаточно.

К 2024 году на данную продукцию, как и в настоящее время, будет приходиться не более 10 процентов всего рыбного экспорта. По нашему мнению, Минсельхозу следует рассмотреть вопрос о корректировке этого показателя. Очевидно, что на показатель объема экспорта в стоимостном выражении существенное влияние оказывает ценообразование. Если применить факторный анализ, то можно прийти к выводу, что прирост экспорта в 2017–2018 годах на 85 процентов был обеспечен именно за счет роста цен.

Несколько слов о кассовом исполнении федерального проекта "Экспорт продукции АПК". По итогам восьми месяцев оно составило лишь 47,6 процента. При этом основной объем расходов, 85 процентов, был осуществлен за счет взноса в уставный капитал акционерного общества "Россельхозбанк".

По иным направлениям отмечается либо достаточно низкое кассовое исполнение, либо его полное отсутствие. Так по мероприятиям в области мелиорации земель кассовое исполнение составило 19,5 процента. Государственная поддержка организаций в целях продвижения продукции АПК на внешнем рынке до сих пор не осуществлялась. Также отсутствует кассовое исполнение по мероприятиям, направленным на субсидирование льготных кредитов сельхозпроизводителям. По состоянию на 20 сентября с пятью регионами не заключены соглашения о реализации региональных проектов по экспорту АПК. В связи с этим Минсельхозу России необходимо активизировать работу с субъектами Российской Федерации, в зоне ответственности которых находятся непосредственно достижения показателей как по экспорту продукции АПК, так и по госпрограмме в целом.

Доклад закончен. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо.

Слово для доклада предоставляется члену Комитета по контролю и Регламенту Дмитрию Валерьевичу Сватковскому.

Пожалуйста, Дмитрий Валерьевич.

Подготовиться Владимиру Ивановичу Кашину.

Сватковский Д.В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович, приглашенные!

В своем выступлении мне прежде всего хотелось бы обратиться к результатам парламентского контроля в рамках заявленной темы. Как вы видите на нашей презентации, основные материалы, для анализа мы использовали разнообразные формы, в том числе и экспертные, аналитические материалы, материалы стратегического планирования, приемы и обращения граждан, которые способствовали выявлению тех вопросов, проблематики, которые осуществляются в отрасли сельского хозяйства.

Начну с самого главного. Вы помните, 19 сентября 2018 года Дмитрий Николаевич выступал здесь, на "правительственном часе", по итогам которого 20 ноября 2018 года было подготовлено и утверждено постановление Государственной Думы, в которое вошло 17 пунктов основных. На сегодняшний день 16 пунктов выполнено этого постановления.

Не выполнен один, и я обращаю ваше внимание, что это серьезный аспект этого вопроса. Он не относится к прямой деятельности Министерства сельского хозяйства, он относится к Правительству Российской Федерации.

Вопрос относительно тарифов электроэнергии для сельхозпроизводителей. Мы также провели вопросы и разработки проектов нормативных актов.

На сегодняшний день готовятся, подготовлены 44 нормативноправовых акта из 15 федеральных законов. Здесь мы в рамках парламентского контроля совместно с Министерством сельского хозяйства достаточно за последнее время очень успешно продвинулись вперед. Подготовлены и успешно внедрены уже свыше 32 нормативно-правовых актов. И здесь мы наблюдаем положительную динамику работы министерства. Провели в рамках парламентского контроля мониторинг правоприменения развития сельского хозяйства в части федерального закона. И мы в ближайшее время планируем вынести ряд результатов на публичное обсуждение.

Положительным моментом в опросе сельскохозяйственных производителей является то, что известно о существовании государственной поддержки более чем 80 процентам.

Но, к сожалению, мы должны и констатировать, что реципиенты сельхозпроизводителей не получали государственную поддержку тоже в 80 процентах.

Что касается государственной программы целевых индикаторов и показателей программы. Достаточно...

Программа готовилась в 2012 году, разбита она на два этапа. Первый этап осуществлялся с 2013 года включительно по 2017 год, сейчас мы находимся в стадии второго этапа. Были скорректированы цели. И на сегодняшний день она имеет пять основных целей, которые сегодня фактически, и выполняются достаточно успешно, и многие цели достигнуты те, которые планировались "дорожной картой" в 2021–2022 годах.

Но мы также видим, что данная программа, основываясь на Послании Президента Российской Федерации, основываясь на тех стратегических документах, которые есть в нашем распоряжении, конечно, мы хотели бы видеть корректуру этой программы более амбициозной, более отвечающей сегодня вопросам времени, учитывая, что отрасль сельского хозяйства является драйвером экономики Российской Федерации, и конечно, с лидеров спрос особый, и соответственно, хотелось бы, чтобы цели были скорректированы.

Какие проблемы мы увидели?

Первое. Это преобладание иностранной селекции семеноводства. Действительно, многое уже делается, но факт остается фактом. Например, семена сахарной свеклы, импортом находятся, 96 процентов, кукурузы – более половины, картофеля – чуть менее половины семян, это импортные.

Второе. Это недостижение одного из показателей по доктрине продовольственной безопасности, что касается пищевой соли, хотя, в принципе, здесь мы увидели, что динамика 2019 года уже в докладе министра показывает, что эти показатели уже непосредственно достигаются, но также хотели бы обратить внимание в том, что существуют проблемы страхования.

Да, действительно, мы приняли решение в весенней сессии об изменении страхования, но, к сожалению, этот механизм еще достаточно не проработан.

Конечно, это неиспользование земель сельхозназначения, проблема доступа к финансовым ресурсам, это и отрицательное сальдо российского торгового баланса, хотя мы видим, что экспорт растет, но также видим, что и импорт тоже растет, соответственно, здесь есть вопросы, которые требуют нашего решения.

Комитет сделал свои предложения для включения в проект постановления Государственной Думы. Мы предлагаем данные конкретные меры, в том числе... (Микрофон отключен.)

Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, минуту.

Сватковский Д.В. Мы предлагаем, комитет предлагает синхронизацию целей государственной программы, подпрограмм, которые существуют, для реализации тех проблем, которые мы здесь озвучиваем, для того чтобы эти проблемы согласно инструменту государственной программы эффективно использовались и эффективно решались.

Напомню, что основной задачей этой государственной программы является не только достижение тех экономических показателей, но и это качество жизни наших с вами граждан. Напоминаю, что в сельском хозяйстве у нас задействована треть населения Российской Федерации.

Комитет по Регламенту и контролю согласно тем задачам и тем предложениям совместно с профильным комитетом будет продолжать контроль тех пунктов постановления Государственной Думы и предложений, которые мы вносим на рассмотрение вам. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Валерьевич.

Пожалуйста, Владимир Иванович Кашин, председатель Комитета по аграрным вопросам.

Кашин В.И., председатель Комитета ГД по аграрным вопросам, фракция КПРФ.

Уважаемый Вячеслав Викторович, Дмитрий Николаевич! Уважаемые коллеги с Министерства сельского хозяйства! Уважаемые товарищи!

От имени комитета хочу сказать, у нас сложилась творческая, принципиальная и, я бы сказал, рабочая обстановка между всеми структурами министерства, министром, курирующим вице-премьером Гордеевым по всем вопросам текущей жизни АПК и перспективам.

Конечно, в текущем году добиться вот тех результатов, которые докладывал министр, а мы убеждены, что будет не менее 120 миллионов тонн зернобобовых культур, включая кукурузу на зерно, это героический подвиг наших тружеников. И в этих условиях, с такой оснащенностью получить такой результат, уважаемые товарищи, достойная работа.

Я хочу особо отметить штабную работу, которая была проведена в зимний период по всем регионам, на всех направлениях, начиная от науки и, заканчивая агрономическими российскими совещаниями, где подробно и детально рассматривали все вопросы. А также с нашими с зоотехниками и селекционерами подобные съезды также были проведены, чтобы в целом реализация государственной программы была достойна.

Говоря об успехах, конечно, комитет постоянно отмечает ряд резервов и тех вопросов, над которыми надо еще более системно сосредоточиться.

Первый из них, и я хочу, чтобы вы обратили внимание на слайд, это наша техническая оснащенность и необходимость модернизации технологической и технической в первую очередь. На слайде видно, что мы имеем на тысячу гектар пашни и посевных площадей два комбайна уборочных и три трактора. Это в два и три раза в сравнении с Белоруссией, это в шесть и в девять, и десять раз в сравнении с СИТА и Германией. То есть сам по себе принцип оснащенности вот этих базовых систем, он влечет за собой большие потери. Исходя из этого, наша ближайшая задача и аудитор правильно говорил о старении техники, наша ближайшая задача, добавить минимум к этим 57 еще 100 комбайнов. И выйти на 640 тысяч тракторов. Выйти на 300 лошадиных сил на 100 гектар посевных площадей. Было 390 у нас в 90-м году. Эту задачу надо решать. Решать прорывным способом.

Вот почему мы говорим о сохранении соответствующих постановлений правительства 1432, чтобы Министерство промышленности на это выделяло деньги еще в большем объеме, чем было, а Министерство сельского хозяйства со своей стороны решало через агролизинг и непосредственно на поддержку наших товаропроизводителей тоже выделяло больше техники.

Рядом стоит вопрос логистики, это все, что связано с зернохранилищами, плодохранилищами, картофелехранилищами и так далее, и так далее, сушильные хозяйства, все это тоже обветшало. И опять мы показываем цели и задачи в виде резервов, как, что необходимо делать, чтобы дальше двигаться в этом ключе.

Уважаемые товарищи, можно посмотреть потери. Вот слайд о потерях свидетельствует, что мы из 295 миллионов тонн общего продовольствия 50 миллионов теряем. А если говорить по уборке зерновых, вы видите и 15 процентов по дням соответствующим, и еще более процентов могут быть потери, если будем в этом ключе только действовать в режиме вот такого обновления.

Сегодня много зависит, безусловно, от мелиорации, министр об этом говорил. Посмотрите, где мы находимся, у нас из девяти миллионов гектар три реально работают, а было когда 13,6. Посмотрите, все другие страны ушли на 40 процентов посевных площадей мелиорируемых. Где мы находимся? Китай, Индия, мы уже говорили, по полтора-два миллиона гектар в год вводят, а мы сто и чуть больше. Это не тот объем, это не тот прорыв. У нас многие регионы и в связи с изменением климата просто ощущают недостаток влаги, но у нас и... (Микрофон отключен.)

Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, время.

Кашин В.И. Еще огромное количество земли переувлажнены, засолены и так далее, и так далее.

В целом мы видим все наши, уважаемые товарищи, резервы и вместе сформировали с министерством тот пакет документов, законопроектов, который позволит нам, безусловно, все сделать для того, чтобы самые базовые вопросы, по которым всем требуется нам проявить усилия, в том числе по формированию бюджета, вернуть те долги, которые мы задолжали по этой программе, нашему АПК, все сделать для того, чтобы вопросы развития молочного животноводства, производства плодов и фруктов вышли на те данные по продовольственной корзине, которые мы с вами утверждали.

Предлагаю от имени комитета работу министерства по реализации программы проведения посевных уборочных работ признать достойной и в дальнейшем продолжить нашу работу по поддержке агропромышленного комплекса. Спасибо. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо, Владимир Иванович.

Уважаемые коллеги, переходим к обсуждению. Вопросы от представителей политических фракций.

Фракция КПРФ. Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста.

Харитонов Н.М., председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.

Уважаемый Дмитрий Николаевич, налицо активная работа вашей команды во главе с вами. У меня вопрос. Какая конкретная программа по развитию Дальневосточного федерального округа в плане агропромышленного комплекса? Есть ли конкретная такая программа в министерстве, кто конкретно за нее отвечает?

И вы много говорили о возврате земель сельскохозяйственного назначения, выведенных из оборота, меня интересует и нашу фракцию конкретно по годам возврат земли, конкретно по годам увеличение поголовья коров.

Ну и мой коллега Кашин и вы в конце выступления, обращаясь к нам, сказали по бюджету. Как вы считаете, для выполнения таких больших планов по развитию сельского хозяйства в стране, ежегодно какая необходима бюджетная цифра в отношении финансов ежегодно? Тем более мы будем принимать... (Микрофон отключен.)

Председательствующий. Добавьте время. Пожалуйста, Харитонов.

Харитонов Н.М. ...бюджет на три года. Как вы считаете, какая искомая цифра позволит решить все проблемы по селу?

Патрушев Д.Н. Вы имеете в виду по Дальнему Востоку, вы начали с этого или...?

Харитонов Н.М. (Не слышно.)

Патрушев Д.Н. Вы знаете, я откровенно скажу: Дальним Востоком мы занимаемся в рамках всего министерства и занимаемся Дальним Востоком точно так же, как и другими нашими федеральными округами.

В части работы по тому количеству средств, которые в целом необходимы для поддержки агропромышленного комплекса, вы прекрасно знаете о том, что у нас из года в год финансовая поддержка увеличивается, она, конечно же, недостаточна.

Вот Владимир Иванович приводит те цифры, о которых можно было бы только мечтать. Но мы все находимся в режиме достаточно тяжелой бюджетной ситуации и мы не можем выделить те деньги, которые бы мы хотели, но вместе с тем 308, по сути дела, миллиарда рублей, которые выделяются на сельское хозяйство в 2019 году, еще больше средств будет выделено в 2020 году, мы ими распорядимся таким образом, чтобы сельское хозяйство у нас развивалось и достаточно активно росло.

В части ввода сельхозземель в оборот здесь вы абсолютно правы, сказать нечего, мы этим должны заниматься очень активно. Я в своем докладе назвал несколько направлений, по которым мы будем выстраивать свою работу, это деньги и на мелиорацию, это деньги на известкование кислых почв. Также в рамках погектарной поддержки будут выделены средства на введение в сельхозоборот сельхозугодий, четко совершенно надо понимать, что порядка 20 миллион гектар у нас на сегодняшний день можно было бы ввести в оборот.

В прошлом году, по-моему, мы ввели 1 миллион 100 тысяч гектар, в этом году мы ввели порядка 970 тысяч гектар, цифры чуть ниже, но надо понимать, что из года в год вводить все тяжелее, потому что изначально вводились более простые к освоению эти земли.

Поэтому тема для нас абсолютно понятная, меры поддержки, которые у нас есть, я обозначил, ну вместе с вами будем над этим работать.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Николаевич.

Пожалуйста, фракция ЛДПР, Пайкин Борис Романович.

Подготовиться Бессарабову.

Пайкин Б.Р., фракция ЛДПР.

Уважаемый Дмитрий Николаевич!

Вы уже в докладе это говорили, впервые за последний год наблюдается тенденция, при которой цены на сырое молоко не были снижены в сезон высокого молока.

Какие меры приняты Минсельхозом России для стабилизации цены на сырое молоко и какие еще планируется принять, чтобы в дальнейшем сохранялась стабильная цена на молоко? И какая помощь необходима Минсельхозу в законодательных инициативах для решения поставленных задач?

Патрушев Д.Н. Спасибо, Борис Романович.

Ну я в своем докладе тоже этой темы коснулся. Важно здесь отметить внедрение электронно-ветеринарной сертификации, которая с 2018 года действует на сырое молоко, с 2019 года ряд готовой молочной продукции вошла в электронную ветеринарную сертификацию, к ноябрю мы планируем ввести всю готовую молочную продукцию, это нам очень серьезно поможет контролировать цены на сырое молоко. Плюс важно, конечно, отметить позитивное взаимодействие с нашими белорусскими коллегами. Вы все прекрасно знаете, что белорусского молока на наш рынок попадает достаточно большое количество.

И здесь важно сказать о том, что мы подписали с белорусами, во- первых, прогнозные балансы по поставкам их молочной продукции на российский рынок, мы стараемся их выполнять.

И вторая очень важная тема в рамках нашего взаимодействия с белорусами - это "дорожная карта" по унификации электронных систем прослеживаемости, то есть, с электронной системой "Меркурий", нашей электронной системой, будет полностью сопоставлена белорусская система. Тоже нам позволит это ограничивать, скажем так, рост цен на молоко. Вот, таким вот образом, будем с этой проблемой работать.

Председательствующий. Пожалуйста.

Коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Бессарабов Даниил Владимирович. Подготовиться Тумусову.

Бессарабов Д.В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Спасибо.

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Новые передовые технологии активно внедряются во все сферы нашей жизни. В то же самое время и сельское хозяйство тоже не исключение, но нужны профессионально подготовленные кадры.

В это время преподавание в профильных вузах Министерства сельского хозяйства все-таки далеко от реалий сегодняшнего дня. Есть проблема с программами учебными, они требуют новаций. Есть проблемы с тем, чтобы было поставлено новое оборудование, техника. Она меняется, но очень медленно. В результате, ребятишкам, собственно говоря, не всегда интересно учиться. И в этой ситуации, что готово предпринять Министерство сельского хозяйства для того, чтобы модернизировать образовательный процесс? Спасибо.

Патрушев Д.Н. Спасибо, Даниил Владимирович, за вопрос.

Абсолютно ясна проблема. Я начну с того, что, во-первых, на сегодняшний день 54 высших учебных заведений находятся в рамках управления Минсельхоза, плюс еще 21 научно-исследовательский институт, и то состояние, в котором они находятся, конечно, оставляет желать лучшего.

За последний год мы достаточно серьезные деньги выделяли, во-первых, для того, чтобы полностью отформатировать работу по данному направлению. Мы закрыли определенные долги, которые мешали нашим вузам работать. И, конечно же, мы работаем над той темой, которая позволит нам преобразовать наши учебные заведения, высшие учебные заведения в те структуры, которые будут давать то необходимое образование и учить тем необходимым специальностям, которые актуальны на сегодняшний день.

Четко совершенно надо понимать, что в век цифровизации нам необходимы специалисты, которые будут способны работать в рамках новых проектов, которые реализует Министерство сельского хозяйства, которые связаны с цифровизацией. Наша задача состоит в том, чтобы сейчас правильно совместно с другими ведомствами, с ведомством, которое занимается цифровыми связями четко совершенно запустить ведомственный проект "Цифровое сельское хозяйство". И нам необходимы соответствующие кадры. Ну, вот будем переформатировать работу наших вузов в этом направлении.

Спасибо.

Председательствующий. Пожалуйста, Тумусов Федот Семенович, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Подготовиться Лебедеву, фракция ЛДПР.

Тумусов Ф.С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Спасибо.

Уважаемый Дмитрий Николаевич, несмотря на очевидный успех сельского хозяйства страны, есть вопросы, которые требуют безотлагательного решения. Вот, например, зависимость от импорта технологий и ресурсной базы в АПК по-прежнему у нас очень высока. Вот, например, стоимость заключенного соглашения по импорту технологий, в основном это покупка лицензий, в десять раз больше, чем стоимость соглашения по экспорту технологий наших. По многим видам ресурсов, несмотря на всю политику импортозамещения, импортные поставки за 5 лет увеличились. Например, по семенам сахарной свеклы, по семенам подсолнечника, по семенам овощных культур, увеличился импорт племенного скота, ветеринарных вакцин, гербицидов и фунгицидов. Такая зависимость нашего сельского хозяйства от импорта создает научнотехнологические риски. Что планирует предпринять министерство, правительство для исправления данной ситуации?

Спасибо.

Патрушев Д.Н. Спасибо, Федот Семенович.

Ну, я и в прошлом году говорил, докладывал о том, как реализуется у нас федеральная научно-техническая программа. В этом году в своем докладе я тоже коснулся этой тематики. По ряду позиций, естественно, мы зависимые от импортного посадочного материала.

Это, как вы сказали, сахарная свекла, это был, в том числе, картофель, который в рамках подпрограммы ФИЛИ, и мы на сегодняшний день смогли все-таки разработать свои семена и свои аналоги. При этом в рамках ФИЛИ мы и дальше планируем развивать собственный семенной материал. Это и подпрограмма по семенам масличных, это и подпрограмма по мясному и молочному КРЭС, мы генетикой своей будем заниматься. Но тем не менее по ряду направлений, конечно, у нас есть зависимость. Но мы проблему понимаем и будем стараться ее решить. Спасибо.

Председательствующий. Коллеги, пожалуйста, фракция КПРФ. Лебедев Олег Александрович.

Подготовиться Диденко.

Лебедев О.А., фракция КПРФ.

Какие меры приняты Правительством Российской Федерации для оказания помощи сельхозпредприятиям, оказавшимся в сложном экономическом положении из-за неблагоприятных природных условий в 2019 году?

Патрушев Д.Н. Спасибо, Олег Александрович. Я на этом достаточно подробно остановился в своем докладе. На сегодняшний день, насколько я помню, пострадало больше одного миллиона гектара пашни. Мы видим те проблемы, которые есть.

О тех деньгах, которые мы предусмотрели, я уже сказал. По Забайкальскому краю, по Иркутской области средства доведены практически в 100-процентном объеме. Это и сельхозорганизации, и те личные подсобные хозяйства, которые находятся в ведении Минсельхоза.

По тем четырем областям Дальневосточного федерального округа, которые пострадали буквально недавно от наводнения, было проведено совещание Президентом Российской Федерации, были даны соответствующие указания, и достигли договоренности, что сельхозтоваропроизводители получат компенсации в размере 100 процентов. Тоже все сделаем, для того чтобы максимально оперативно деньги довести до наших сельхозтоваропроизводителей. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Следующий вопрос – Диденко Алексей Николаевич, фракция ЛДПР. Подготовиться Боевой Наталье Дмитриевне.

Диденко А.Н., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.

Спасибо. Уважаемый Дмитрий Николаевич!

В последние годы наблюдается самая настоящая интервенция крупных торговых сетей в российские регионы, вплоть до районных центров: закрываются сельскохозяйственные, колхозные рынки, маленькие магазины, лавки. Естественно, торговые сети стимулируют продажу импортного продовольствия, поскольку, как правило, их владельцы являются иностранными гражданами, естественно, они реализуют свою политику и поддерживают корпорации своих стран.

В этой связи какие Министерством сельского хозяйства предпринимаются меры, может быть, совместно с другими органами для ограничения импорта продовольствия и какие меры принимаются для того, чтобы стимулировать продажу продукции наших сельхозпроизводителей? Спасибо.

Патрушев Д.Н. Спасибо. Ну, я попробую разбить ответ на вопрос на две составляющие.

Ну, во-первых, мы, к сожалению, не можем произвести всю номенклатуру продукции, которое потребляет наше население, поэтому часть продукции, конечно, мы завозим. Но при этом та продукция, которая производится в рамках развития сельского хозяйства и развития АПК, ее импорт из года в год сокращается. Очень серьезно сократился импорт по сырам, очень серьезно сократился импорт по мясу свинины. При этом чем больше мы производим, тем больше нашей качественной продукции оказывается на прилавках.

Отвечая на вопрос, как мы продвигаем именно российских производителей, ну, наверное, две вещи скажу. Проводится фестиваль регулярно с участием Министерства сельского хозяйства по продвижению российских брендов.

Также было нами получено поручение президента по разработке региональных брендов, к которому мы активно подключились. Мы прорабатываем эту тему и буквально в ближайшее время, в том числе и в Москве, будет организована выставка, которая будет представлять региональные бренды, будет представлено огромное количество продукции. Я вас всех приглашаю посмотреть, очень качественная продукция будет. Я надеюсь, что выставка удастся. На Красной площади, кстати, выставка будет, да. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Подготовиться Белоусову.

Боева Н.Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Спасибо, Вячеслав Викторович.

Уважаемый Дмитрий Николаевич, у каждого региона есть свои программы поддержки агропромышленного комплекса, но далеко не в каждой программе отражено понимание ресурсного потенциала субъекта. Для этого нужно учитывать разные факторы, планы, поскольку речь идет о рынках сбыта, об обеспеченности населения продуктами питания.

Как Министерство сельского хозяйства интегрирует эти региональные программы в единую стратегию страны? И применяются ли какие-то стимулирующие меры развития того или иного направления агропромышленного комплекса в зависимости от целесообразности его развития в регионе?

Спасибо.

Патрушев Д.Н. Наталья Дмитриевна, ну надо здесь отметить, что все региональные программы, они неразрывно связаны с государственной программой развития АПК. Мы в министерстве это очень серьезно контролируем.

На сегодняшний день, я об этом тоже упомянул в докладе, у нас есть так называемая система регионализации, где мы даем регионам определенную свободу в выборе той продукции сельского хозяйства, которой они будут заниматься.

Но при этом в обязательном порядке мы смотрим, чтобы соседние регионы не занимались подобной же продукцией, либо, по крайней мере, не было производства того или иного вида продукции.

В соседних регионах, если кто-то занимается сырьем, должна быть переработка и так далее. Это все увязано в единую систему управления. И с каждым регионом у нас подписано соответствующее соглашение.

И в рамках регионализации, как я уже сказал, непосредственно те направления, которые регион выбрал и которые согласованы с нами, нами будут поддерживаться и со стороны еще Федерации, со стороны федерального бюджета.

Спасибо.

Председательствующий. Пожалуйста, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Белоусов Вадим Владимирович.

Подготовиться Пантелееву Сергею Михайловичу, фракция КПРФ.

Белоусов В.В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Дмитрий Николаевич, из года в год сохраняется и увеличивается дисбаланс цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на ГСМ, на технику, запасные части для сельскохозяйственного производства, тарифы на электроэнергию. При этом отсутствует дотирование на ГСМ, удобрения и химикаты. Насколько активно министерством защищаются интересы производителей сельхозпродукции, особенно средних и малых форм? Формируются ли министерством современные способы отстаивания финансовых и зарплатных интересов тружеников села? Спасибо.

Патрушев Д.Н. ...вопрос.

Следующим образом попробую ответить. Во-первых, все меры государственной поддержки, которые на сегодняшний день есть, они осуществляются для того, чтобы компенсировать те скачки на тарифы, на оплату ГСМ, на оплату минеральных удобрений, которые есть в рамках нашей с вами жизни в рыночной экономике. Мы, к сожалению, не можем влиять на те цены, которые формируются в рамках рыночной экономики на бензин, на минеральные удобрения, но тем не менее в рамках льготных кредитов, в рамках погектарной поддержки, в рамках поддержки на молоко это все в принципе определенным образом компенсируется.

Я думаю, что те меры, которые мы предпринимаем, они, может быть, недостаточны, но они тем не менее, скажем так, укладываются в тот объем финансирования, которое нам выделяется на эти направления. Чем больше мы с вами сможем получить денег на поддержку села, тем больше мы будем сглаживать эти колебания цен на ту продукцию, которую пользуют наши аграрии. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Пожалуйста, Пантелеев Сергей Михайлович, фракция КПРФ.

Подготовиться Черкасову Кириллу Игоревичу.

Пантелеев С.М., фракция КПРФ.

Спасибо.


Публикуем полную стенограмму пленарного заседания.

30 сентября 2019