Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
У Тургенева, на Остоженке
К празднованию 200-летия со дня рождения писателя – 10 ноября 2018 года – завершились реставрационные работы в его доме-музее в Москве, где к тому же открылась обновленная экспозиция. И вот в столице впервые появился памятник классику...
К празднованию 200-летия со дня рождения писателя – 10 ноября 2018 года – завершились реставрационные работы в его доме-музее в Москве, где к тому же открылась обновленная экспозиция. И вот в столице впервые появился памятник классику...
Признаться, лучшего места для нового его пришествия – теперь и "в бронзе" – не найти. Улица Остоженка. Два века назад фактически московская окраина, где жила мать писателя, та самая барыня, из-за которой Герасим утопил Муму...

Работая в 1980-е годы неподалеку от этого места, много раз проходил мимо невзрачного, сероватого домишки и, честно говоря, не мог и подумать, что это и есть московское "родовое гнездо" Ивана Сергеевича Тургенева. Об этом и не говорило ничего, кроме малозаметной, потемневшей от времени охранной таблички на его стене. Да, пожалуй, пивного ларька неподалеку, завсегдатаи которого отдавая, видимо, собственную дань писателю, называли его... "Муму". Тогда это прозвище воспринималось смешно, сегодня – как-то не очень, и не только по этическим соображениям. Впрочем, этого заведения уже давно нет, а стоявшее по соседству с ним строение, то самое, с покосившимся балконом, по воле реставраторов превратилось в своего рода тургеневский квартал... Много сил было положено и на то, чтобы за 10 лет буквально из ничего создать в обновленном доме достойную писателя коллекцию заповедных вещей почти в полторы тысячи экземпляров...

Наконец, оригинален в своем роде и памятник Тургеневу (авторства Сергея Казанцева), созданный вопреки стандартным представлениям об образе писателя. Не седобородым и вальяжным, как на портрете кисти Ильи Репина, а вполне еще молодым человеком, каким он и приезжал на Остоженку погостить у матери...

Но вот юбилей прошел, и для многих сразу же стали актуальными вопросы: не устарел ли Тургенев? И что вообще он может дать нам сегодня?

Известно, дети обречены (опять же с подачи классика) не понимать отцов. Особенно, когда для современных отроков тургеневские девушки – все как одна с крылышками... язык – "поддержка и опора в дни тягостных раздумий"... собачка Муму, конечно же, – жертва крепостничества... нигилисты ходят и плюются... "лишним" людям можно только посочувствовать... а Полина Виардо – просто пикантная история... Весь этот "комплект" уже не пригласишь в телепрограммы к Малахову или Галкину. Вот, в сущности, и все о Тургеневе. Его уже давно "прошли" в школе, и всем ясно: новых открытий не предвидится. Но вот тут-то как раз и кроется ошибка. Ничего не ясно! Иван Сергеевич обманывает кажущейся простотой. Мало того, что ключ не подберешь, так еще и неизвестно, за какой он дверью спрятался. Но стоит отбросить школьный трафарет, вчитаться хотя бы в его охотничьи истории или базаровские размышления из романа "Отцы и дети" и... затянет как в воронку.

А, значит, 200-летний юбилей писателя – повод по-новому понять, насколько актуален Тургенев для нас в XXI веке. И не всегда по критериям советского времени, когда, помнится, утверждалось: писатель не только был тесно связан с новаторским "Современником", но и печатался в консервативном "Русском вестнике" и в либеральном "Вестнике Европы". А потому он как есть фигура, по крайней мере, беспринципная.

Да так ли это на самом деле? Не буду спорить – времена меняются вместе с их оценками. Но главное все же остается и не подлежит критике: Тургенев – один из самых читаемых авторов своего времени, обращавшийся к чувствам и переживаниям людей, к вечным ценностям. Более того, на протяжении всей своей заграничной жизни он неустанно "продвигал" в западные массы читателей русскую литературу. Благодаря его подвижничеству просвещенная Европа узнала Достоевского и Пушкина, Лермонтова и Гоголя, Чехова и Толстого...

Вернемся, однако, на Остоженку. Как известно, оценка творчества любого автора часто бывает весьма субъективна. Кому-то может нравиться тот писатель, кому-то – этот. То же самое можно сказать и об Иване Сергеевиче Тургеневе. Впрочем, это нисколько не повредило тому, что еще со школьной скамьи мне очень полюбились его "Записки охотника". Нисколько не умаляю других его шедевров – "Рудина", "Отцов и детей", "Дворянского гнезда" или "Накануне", но "записки" мне более всего запали в душу. Почему?.. За истинный гуманизм по отношению к своему народу. За знаменитые лирические отступления, воплощавшиеся в переживаниях героев или в картинах природы. Как известно, многие из тогдашних критиков даже называли Тургенева "Шишкиным в прозе". За тургеневское стилистическое мастерство, доведенное в его произведениях до высочайшей точности и выразительности, за способность художественными средствами создать яркий, запоминающийся образ или настроение. К тому же "...во дни сомнений, ...тягостных раздумий о судьбах своей родины..." он считал язык еще и важным средством патриотического воспитания и становления гражданина.

Это последнее качество тургеневского языка особенно актуально сегодня в свете слов такого исторического персонажа, как Отто фон Бисмарк, утверждавшего в свое время, что "русских невозможно победить, но если им привить лживые ценности, то они победят себя сами...". Эта аксиома как никогда важна в настоящее время, когда в сознании многих моих сограждан, особенно молодежи, стандарты жизненного уровня обитателей "свободного мира", манеры общения и даже язык – в основном английский – принимаются за некий "абсолют". Отсюда – неудержимый поток его заимствований в русском языке, как бы своего рода "лексическая агрессия" по отношению к "великому и могучему" – в виде креативностей и контентов, лайфхаков и фейков, хайпов и драйвов, квестов, кластеров и прочих потусторонних "прелестей". И если этот процесс продлится столь же высокими темпами, то очень скоро станет угрожать самобытности русского языка, его трансформированию в смесь "английского с нижегородским...". И в этом плане классическая литература сегодня важна как никогда раньше. Она, как своего рода целительное снадобье, помогает формулировать мысли, фразы, подбирать слова, более того, для русского человека это нравственная и духовная подпитка. Словом, так или иначе, но я до сих пор получаю удовольствие от классики, в частности тургеневской. И делаю это исключительно "для души", как, впрочем, и многие знакомые и друзья. А потому считаю очень важным открытие новых памятников отечественным классикам, приведение в надлежащий порядок московских (и не только!) объектов, так или иначе связанных с их творчеством. Ибо помимо запасов нефти и газа у нас есть еще одно национальное достояние – культурное, которым стоит гордиться и беречь.

Важным и достоверным должно стать одно: Тургенев по-прежнему нужен России! Оттого столь значимо его возвращение на Остоженку –возможность еще раз напомнить, что такое быть патриотом своего Отечества, как быть добрее к людям и даже, если хотите, наивнее в своих делах и помыслах...

Александр ЧЕРЕПАНОВ.

27 января 2020